Главная » Русский язык |
В категории материалов: 11 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Добро пожаловать на наш портал! Этот сайт создан специально для педагогов, а также для всех людей работающих с детьми. |
1. Лексикология как наука. Вопрос о лексической системе русского языка. Системные отношения (на примере синонимии, омонимии, антонимии и т.д.). Лексико-семантические группы слов (ЛСГ). 2. Основные признаки слова как значимой единицы языка. Тождество и отдельность слова. Трудности определения слова. Лексическое значение, понятие. Структура лексического значения. Денотат, сигнификат. 3. Типы лексических значений: по способу номинаций, по степени семантической мотивированности, по лексической сочетаемости, по выполняемой функции. 4. Лексемы. Семемы. Семы. Типы сем. 5. Моносемия и полисемия. Прямые и переносные значения слов. Способы переноса наименований. Свободные и несвободные сочетания. Подача ЛСВ в толковых словарях. 6. Многозначность. Радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная. Метафора. Типы метафор. Метонимия. Синекдоха. 7. Коннотация. Коннотативные компоненты в слове. 8. Омонимия. Причины появления омонимов. Типы омонимов. Омонимичные явления: омофоны, омоформы, омографы. Проблема разграничения омонимии и многозначности слова. Подача омонимов в толковых словарях. Словари омонимов. 9. Паронимы. Причины смешения паронимических слов. Паронимия и парономазия, паронимическая аттракция. Стилистические функции парономазии. Словари паронимов 10. Этимология. Ложная этимология. Причины возникновения ложной этимологии. Этимологические словари. 11. Синонимия. Синонимический ряд. Типы синонимов и их функции. Дублеты. Варианты. Причины возникновения синонимов. Табу. Эвфемизмы. Дисфемизмы. Перифразы. Словари синонимов. 12. Антонимы. Типы антонимов. Антонимия и полисемия. Стилистические функции антонимов (антитеза, антифразис, амфитеза, астеизм, оксюморон и т.д.). Энантиосемия. Словари антонимов. 13. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения. Исконная русская лексика. Слова иноязычного происхождения в русском языке: причины и условия заимствований, процесс освоения заимствований. 14. Признаки заимствований. Словообразовательные и семантические кальки. Полукальки. Экзотизмы. Иноязычные вкрапления. Варваризмы. Словари иностранных языков.
16. Жаргонная и арготическая лексика. Содержание терминов жаргон, сленг, жаргонизм, арго. Причины проникновения жаргонизмов в разговорную речь. Словари жаргонной лексики. 17. Диалектная лексика. Содержание терминов диалект, диалектизм, этнографизм. Типы лексических диалектизмов. Диалектные словари. 18. Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного состава. Современная (актуальная) лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Историзмы. Типология архаизмов и неологизмов. 19. Лексика русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической. Межстилевая лексика. Стилистически окрашенная лексика. Книжная лексика. Разговорно-бытовая лексика. Просторечные слова. Эмоционально-экспрессивная лексика. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная характеристика слов в словарях современного русского языка. 20. Фразеология русского языка: широкий и узкий подходы к определению. Основные признаки фразеологических единиц. Типы ФЕ. Сравнительно-сопоставительная характеристика слова и ФЕ. Способы трансформации. 21. Системные отношения во фразеологии: синонимия, антонимия, полисемия и омонимия ФЕ. Стилистическое использование ФЕ. Способы трансформации ФЕ. 22. Лексикография как наука: определение, задачи, функции. Основные вопросы лексикографии. 23. Типология словарей. Основные типы толковых словарей. Аспектные словари (этимологический, словообразовательные, обратный, частотный, словари языка писателей и т.д.): назначение, особенности. Характеристика «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словаря приамурских говоров». 24. Семантическое поле. Структурные типы поля. Семантическая структура поля. Однотипные поля, разнотипные поля. Ассоциативные поля. |
: повторение и обобщение знаний учащихся об имени существительном. |
комбинированный урок-практикум с использованием ИКТ. Цели урока: 1) обобщение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов; 2) повторение сведений о значении союзов; 3) формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах и при однородных членах с обобщающими словами; 4) познакомить с изобразительными возможностями конструкции с ОЧП в художественной речи; 5) введение терминов «бессоюзие» и «многосоюзие». |
Цели и задачи: 1. Формировать умения находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные; 2. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, каллиграфический навык, воображение; расширять кругозор; 3. Воспитывать интерес к чтению, познавательный интерес к предмету Тип урока: урок- проект Методы: проблемный, частично-поисковый Оборудование: буклет, волшебная палочка, вопросы на карточках, рисунок паровоза, надписи с названиями сказок, иллюстрации к сказкам .
Русский язык |
Просмотров: 5135 |
Автор: Асаёнок Наталья Викторовна |
Добавил: НатальяВикторовна |
Дата: 30.03.2012
| Комментарии (0)
|
Использование на уроках русского языка местного языкового материала |
Представлена расчасовка раздела "дом, в котором я живу" |
В статье рассмотрены особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
В статье представлены теоретико-методические основы применения речевых логических задач для развития речи-рассуждения у детей седьмого года жизни. |
В статье показан методический аспект изучения произведений А. Гайдара на занятиях по развитию речи в детском саду. |