Главная » Русский язык |
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапом. В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе. На седьмом году жизни у ребенка продолжают развивать навыки звукового ана¬лиза (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов и ударения). Ознакомление с фонетической структурой сло¬ва оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к язы¬ковым явлениям. Придумывание детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления. Происходит дальнейшее развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила го¬лоса, темп. Умение ребенка осознанно и правильно пользовать¬ся этими элементами развивается с помощью специальных уп¬ражнений, а также путем постоянного контроля за речью де¬тей со стороны взрослого. К концу седьмого года жизни при благоприятных условиях ребенок дошкольник верно произносит все звуки родного языка, легко выделяет их в речи. В этом возрасте продолжается обогащение словаря. В связи с расширением опыта ребенка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Происходит и закрепление уже усвоенных слов, ребенок этого возраста использует знакомые слова в своей речи, видоизменяя их. В это же время осуще¬ствляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов и осо¬бенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением. Одним из важнейших достижений этого возраста выступает — формирование навыков точно¬го выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети седьмого года жизни учатся вы¬бирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — знойный; жаркий спор — взволнованный), пони¬мать переносные значения слов в зависимости от противопо¬ставлений и сочетаний. В этом возрасте дети начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые. При использовании пословиц и поговорок закрепляются представления детей об антонимах. Знакомство с многозначными словами подводит ребенка седьмого года жизни к пониманию пере¬носного значения слов, к точной передаче творческого замыс¬ла в самостоятельных сочинениях. В этом же возрасте происходит обогащение речи ребенка разнообразными грам¬матическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений. Детей упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но теперь увеличивается степень свободы ребенка, что позволяет ему самостоятельно на¬ходить правильную форму. Дети упражняются в упот¬реблении несклоняемых слов, образовании степеней сравнения прилага¬тельных, изменении значений слов, придание им другого смыслового оттенка с помощью суффиксов и т.п. Дети начинают обращать внимание на то, как при образовании но¬вых существительных подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (шко¬ла — школьник, огород — огородник) или на предмет (чай — чай¬ник, скворец — скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детеныша животных («У лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, а у жи¬рафа? носорога7»), названия предметов посуды (сахарница, но солонка). Дети осваивают навык подбора однокоренных слов и конструировать производные слова в ус¬ловиях контекста. В этом возрасте дети легко дают толкование слов, причем, каждое толкование показывает, насколько глубоко дети стали понимать значение слова – как прямое, так и переносное. Особенно глубоко это осознание проявляется при выполнении задания, выявляющего развитие связной речи [41, с. 210]. В речи детей появляются разнообразные сложные предложения (сложносочинен¬ные и сложноподчиненные). Происходит развитие самоконтроля, использование синонимичес¬ких синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью. Качественные изменения происходят и в развитии связной речи. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные призна¬ки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их ана¬лиз. Развивается умение подбирать нужное содержание и на¬ходить целесообразную форму его выражения в связном по¬вествовании. Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Наиболее яркой характеристикой речи детей седьмого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают актив¬но пользоваться различными типами связи слов внутри пред¬ложения, между предложениями и между частями высказы¬вания, соблюдая при этом его структуру. При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любо¬го предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завер¬шение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному. Здесь можно говорить о том, что развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми час¬тями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие нагляд¬но-образного и логического мышления детей этой возрастной группы. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. В этом возрасте у детей формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений. Дети седьмого года жизни могут осознавать разнообразие речевых жанров. Элементарное понимание того, в каких случаях необходимо использовать тот или иной тип высказывания, в дальнейшем поможет ребенку использовать эти знания в любой речевой ситуации. Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. В этом возрасте дошкольник обнаруживает способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников. Некоторые дети произносят правильно не все звуки род¬ного языка, не умеют пользоваться интонационными средства¬ми выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образо¬вании разных грамматических форм (снова родительный па¬деж множественного числа имен существительных, согласо¬вание существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И конечно же, у ряда детей вызывает зат¬руднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложе¬нии, нарушению связи между предложениями в связном выс¬казывании. Некоторые дети в полной мере так и не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают струк¬туру, последовательность, не владеют умением связывать меж¬ду собой предложения и части высказывания. Таким образом, развитие речи на седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе. | |
Просмотров: 10101 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |