Приветствую Вас, Гость
Главная » Русский язык

Использование регионального компонента на уроках русского языка в национальной школе
«Использование регионального компонента
на уроках русского языка»

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачёв.

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент. Использование материала с региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.
Как известно, учебники, реализующие компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона.
Под региональным компонентом школьного курса следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18].
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Работая над материалом регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
Систематичность
Доступность
Наглядность
Разнообразность материала
Связь материала в учебной и воспитательной работе
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.
Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Например, стихи А.Г.Кузнецова, Л.Бароховской, М.Султанбекова, К.А.Байгужинова, Е.Титаева и др. поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д..
Улицы нашего города, родная земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, позволяют услышать живую речь . Из них, кроме того можно узнать о растительном, животном мире, географии и топонимике края.
Приведу примеры работы с поэтическим текстом.
Сколько любви к своей малой родине в стихотворении поэта Александра Кузнецова «Лодочный остров»! Как не использовать его в качестве дидактического материала на уроке русского языка!
Снова память весной взъерошена-
Не поблекли в ней вовсе , нет
Середины столетья пршлого
Слив и яблонь кипящий цвет.

Или стихи Евгения Титаева «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»

Опускается на плечи,
Разлохматив небеса,
Прииртышский летний вечер -
Чуткой жизни три часа.

Задания.
- Какие языковые средства помогают авторам нарисовать любовь к родному краю?
- Подберите синонимы к словам перистые,неизношенные.
- Напишите небольшой рассказ, основанный на фактах истории, географии или
культуры родного края.

Чувство гордости за родную землю охватывает каждого семейчанина, читающего строчки:
Семипалатинск, Родина моя!
Пусть нет в тебе столичного размаха,-
Из Иртыша есть пояс у тебя,
Из бора-шапка, из степи-рубаха,...
Ты видел много, мой Семи-палат:
Солдат петровских, ссыльных, бар губернских
На улице твоей, как с братом- брат,
С Чоканом обнимался Достоевский

Задания.
О каких ссыльных говорит автор стихотворения?
Назовите, чьими именами названы улицы нашего любимого города? Почему?

Языковой анализ и комментарий текстов вызывают неизменный интерес у школьников. Работа с текстом помогает развить чувство слова, языковое чутьё, создать языковую индивидуальность ученика. Региональный компонент помогает решить проблему создания положительной мотивации у детей. Основными мотивами становятся: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного края и родного народа. С другой стороны региональный компонент будет способствовать более осознанному овладению русским языком как средством общения.
Мотивацией учебной деятельности школьников является, на наш взгляд, потребность в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвященные родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства.
Однако восприятие поэтического образа может быть затруднено, если не знать, что Иртыш - река, протекающая в черте города, а Речники, Буксирная, Перекатная - названия семейских улиц. Трудно понять чувства автора, если не знать истории Семипалатинской крепости, не иметь представления о подвиге семейчан в годы Великой Отечественной войны.
Как показывает опыт, эффективнее такая работа проходит на уроках- исследованиях, уроках-семинарах, практикумах, в деловых играх, дискуссиях, на уроках словесности (интегрированного типа).
Нельзя не сказать еще и о том, что как явление искусства художественный текст требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения, когда мы не только опираемся на знания, логику, память, но и откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем нравственно-интеллектуальные усилия. Эту индивидуальность восприятия текста мы также постоянно имеем в виду, организуя учебный процесс. Мы стараемся создавать на уроке русского языка такую обстановку, чтобы каждый ученик в процессе работы с текстом мог сказать (написать) о своем личном (индивидуальном) его понимании (восприятии), выразить свои мысли и чувства; а тот, кто затрудняется в чем- либо, мог получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, предупреждаются благодаря активизации фоновых знаний, обогащению словарного запаса фоновой лексикой.

В качестве иллюстрации приведем урок словесности по теме "Родная природа в стихах поэтов Прииртышья. Обучение комплексному анализу текста".

Цель: познакомить учащихся с работой писательской организации; продолжить обучение лингвистическому анализу текста; учить школьников выразительному чтению поэтических текстов.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Семипалатинск кем-то из писателей прошлого назван «литературным перекрестком»: на Семипалатинской земле родился Абай, здесь пересеклись пути опального Достоевского и молодого блестящего офицера, ученого, писателя Чокана Валиханова, здесь бывал Павел Васильев, который написал стихи о городе, где есть такие строки: «Семипалатинск - город верблюжий, Коршуны кружатся над тобой...»; и много, много еще известных имен можно было бы назвать.
С давних времен работает в Семипалатинске литературное объединение «Иртышские Огоньки», которое выпестовало не одно поколение писателей - и профессиональных впоследствии, и самодеятельных, но преданных всей душой литературе. Волею властей город сделали районным по значению, но по сути своей он остался все тем же «литературным перекрестком», где не замирает культурная жизнь: издаются книги и газеты, проводятся фестивали фольклорной песни, организуются выставки художников, бывают музыкальные вечера и вечера поэзии, работают театр, музеи: краеведческий, музей Абая, Дом-музей Достоевского, художественная галерея Невзорова. Находятся и бескорыстные энтузиасты, которые помогают выпускать литературный альманах «Семипалатинская Лира». Выходит он в издательстве «Ямышевские ворота». Само название издательства символично: через Ямышевские ворота (они живы и до сих пор) въехал в Семипалатинск Федор Михайлович Достоевский.

II. Экскурсия по книжной выставке. (Экскурсия подготовлена и проводится учащимися класса.)

Особое место на нашей выставке занимает сборник стихов А.Кузнецова. Кажется, в этой книге от каждого слова писателя исходит свет душевности, который озаряет нас... Для нас, рожденных на семейской земле, его книги духом и солью земли пропитаны. Они помогают налаживать связь времен и душ.

III. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения .
Дети читают стихотворения местных поэтов.

IV. Лингвистический анализ стихотворения.
1. Вчитайтесь в текст стихотворения В.Сулыгина «Душа, как бабочка...»
Согласны ли вы , что душа В. Сулыгина в картинах рисуемой им бабочки с намокшими крыльями?
По мнению учащихся, это стихотворение - не просто художественное рассуждение.
В. Сулыгин проводит параллель между состоянием природы и состоянием своей души .
2. Каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленными нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Речь идет о словах-поэтических символах. Есть ли такой поэтический символ в стихотворении В. Сулыгина? (Это слово бабочка. Бабочка - это живая искра, "зарница мыслей", раздумья о сущности бытия .)
3. Покажите, что стихотворение оптимистично. Какие языковые выразительные средства использованы автором?
Перечитайте стихотворение еще раз.
4. Какие же языковые средства использует автор, чтобы передать свое оптимистическое отношение к жизни? (Это интонация стихотворения.)

V. Итог урока.
Заканчивая разговор о лирике семейских поэтов, учитель обращается к детям:
- Читайте, перечитывайте книги наших земляков. И пусть чтение будет вам в радость и во здравие.

Таким образом, использование текстов произведений местных писателей, помогают нам создать условия для реализации культурологического аспекта в обучении русскому языку; работа с такими текстами не только положительно влияет на качество знаний, умений и навыков учащихся, но и помогает развитию чувства слова, языкового чутья, рождению языковой индивидуальности.
Категория: Русский язык | Добавил: Akma001 (16.12.2011)
Просмотров: 5960 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 1
1 Jordin  
0
With all these silly weetssbi, such a great page keeps my internet hope alive.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]