Приветствую Вас, Гость
Главная » История

Знаменитые люди нашего края
Разработка открытого урока по истории Отечества для 11 класса учителя истории Вальковой Светланы Леонидовны.

Тема урока: «Знаменитые люди нашего края».
Тип урока: урок-музей.
Цели: 1. углублённое изучение краеведческого материала, пробуждение у учащихся интереса к истории родного края, актуализировать личностный смысл у учащихся к изучению темы;
2. содействовать развитию у учащихся умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотезу, эксперимент), готовить сообщения в творческой форме ролевой игры, глубоко анализировать исторический материал;
3. воспитывать глубокое эмоциональное понимание тех людей, роли которых учащиеся выбирают; на примере деятельности выдающихся людей нашего края продолжить духовно-нравственное воспитание учащихся; воспитывать любовь к своей малой родине.
Оборудование: портреты знаменитых людей нашего края – Трубецкого Ю.Ю. (первого губернатора Белгородской губернии), святителя Иоасафа, Раевского В.Ф. (декабрист), Ольминского М.С., Ватутина Н.Ф. (полководца Великой Отечественной войны), Савченко Е.С. (нынешний белгородский губернатор).
План проведения урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Выступление учащихся-«экскурсоводов».
3. «Интервью» с историческими личностями.
4. Работа с контурными картами и тестовыми заданиями.
5. Выполнение творческого задания : составление заметки в «газету» о музее, экскурсиях и исторических деятелях.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание. Выставление оценок.
Ход урока:
Класс оформлен в виде музея. На стендах находятся « экспонаты», фотографии, портреты. Рядом со стендами стоят экскурсоводы – учащиеся. Открывает « музей» его «директор». Учащиеся заранее поделены на группы. Все участники групп собирали материал по выбранному ими герою, самостоятельно оформляли стенды. На стендах прикреплены «личные» вещи исторического деятеля.
Оценивается: научность, историчность изложения материала, умение заинтересовать собранными фактами и экспонатами, чувство юмора, оригинальность идеи.
Прежде чем начать экскурсию, учащиеся получают задание на местах – составить по ходу урока таблицу:
Фамилия, имя героя Род деятельности Знаменательные события в его жизни Его вклад в развитие края Примечание


2 задание: по ходу экскурсии составить вопросы к экскурсоводам и самим «историческим деятелям».
Вступительное слово учителя:
«Сегодня у нас необычный день – нам представляется возможность побывать в музее наших земляков. Это музей знаменитых личностей, которые вносили свой вклад в разные периоды времени в развитие нашего края. Итак, приготовьтесь погрузиться в историю. Слово предоставляется директору музея.
(«Директор» музея представляет «экскурсоводов»).
Экскурсовод 1.: «Дорогие экскурсанты! Обратите внимание на наш стенд, посвящённый первому губернатору Белгородской губернии Трубецкому Юрию Юрьевичу. 1 марта 1727 года была создана Белгородская губерния. Её территория включала территории современных Белгородской, Курской, Орловской и части Брянской областей Российской Федерации, части Харьковской и Сумской областей Украины. По своим размерам Белгородская губерния превосходила среднее Европейское государство того времени.
Власть губернатора в рамках всей губернии распространялась на военную и судебную сферы, по другим вопросам управления – исключительно на Белгородскую провинцию. Первым белгородским губернатором стал представитель рода Гедиминовичей, князь Юрий Трубецкой, оставивший о себе хорошую память у населения губернии.
Структура управления губернией выглядела следующим образом (сверху вниз): губернатор _____ товарищ губернатора (заместитель)___губернская канцелярия____воевода_____ провинциальные канцелярии. Наиболее важными направлениями деятельности считалось: хозяйственное, налоговое, рекрутские наборы, поддержание общественного порядка.
Трубецкой Ю.Ю. умело управлял экономикой губернии. При нём в сельском хозяйстве было введено трёхполье. Урожайность ржи в Новооскольском уезде составила сам-4, в Старооскольском – сам 8, в Короче – сам 6, в Старом Осколе – сам 12. Трубецкой оказывал покровительство промышленности. В Белгороде с уездом было 6 воскобойных, 13 известковых, 4 кирпичных, 1 мыловаренный.
На рубеже 60-70-х годов ХУ11 века для правительства Екатерины Великой стало очевидным, что в системе управления не срабатывает механизм вертикальных и горизонтальных связей . Коллегии работали по отраслевому принципу, а соответствующих им учреждений на губернском уровне не было. Руководство губерний погрязло в казнокрадстве и взяточничестве. В конце 1766 года Екатерина издала указ по делу о взятках по винокурению в Белгородской губернии. В этом оказались замешаны 39 чиновников. 23 мая 1779 года Белгородская губерния была упразднена. Белгород вошёл в состав Курского наместничества, вскоре переименованного в губернию.»
Вопросы «экскурсовода» классу: 1. Как вы думаете, почему наш музей начинается с рассказа о губернии и губернаторах? (В 2004 году мы отметили 50-летний юбилей нашей области).
2. Почему губернаторы в нашем крае менялись очень часто? Дайте оценку деятельности чиновников с нравственной точки зрения. В чём причина отмены губернии Екатериной Великой? (Одной из причин были злоупотребления, казнокрадство, взяточничество губернаторов).
Экскуцрсовод 2. «А сейчас мы переходим к стенду, где представлены экспонаты, личные вещи, одежда, книги Раевского Владимира Федосеевича. Это декабрист, поэт, публицист. Родился 28 мая 1795 года в с. Хворостянка Старооскольского уезда в дворянской семье. Образование получил в Московском университете и во 2-м кадетском корпусе в Петербурге (здесь завязалась дружба его с будущим декабристом Г.С.Батеньковым). Принял участие в Отечественной войне 1812 года. За доблесть был награждён золотой шпагой. В 25 лет стал майором. Выйдя в отставку, пишет стихи и антикрепостнические статьи о рабстве крестьян в России, о солдатах. В 1820 году вступает в тайное общество декабристов и становится его активным членом. В.Ф.Раевский был другом Пушкина . В 1822 году был обвинён в революционной агитации среди солдат и арестован. Шесть лет провёл он в крепостных застенках, затем был сослан в Сибирь. До конца жизни оставался верен идеалам свободы.
Вопросы «Экскурсовода» учащимся: 1. Почему жизнь декабриста Раевского мы считаем подвижнической и хотим быть похожими во многом на него?
2. Чем руководствовался В.Ф.Раевский, когда несмотря на богатство, блестящее будущее всё отдал за свободу народа?
Экскурсовод 3. «Мой стенд познакомит вас с удивительным человеком. Иоасаф Горленко родился 8 сентября 1705 года в городе Прилуки Полтавской губернии. Его родители назвали сына Иоакимом. Они хотели, чтобы он стал военным. Но Иоаким принял монашеский постриг с именем Илларион. Через 2 года Илларион был назначен в Киевскую академию учителем и пострижён, получив имя Иоасафа. По личному указанию Елизаветы Петровны 14 сентября 1744 года он был возведён в сан архимандрита, а через полтора месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.
В январе 1748 года в Петербурге в Петропавловском соборе состоялось рукоположение Иоасафа Горленко в епископа Белгородского и Обоянского. Епископ Иоасаф уделял большое внимание работе учебных заведений. Одной из главных забот его была помощь бедным. Святитель часто посещал больных и исцелял их. Святитель Иоасаф умер в 1754 году от тяжёлой болезни в Грайвороне.
28 февраля 1755 года после отпевания гроб с телом покойного был помещён в пещеру под собором. Через 2 года священнослужители спустились в усыпальницу и увидели, что тело святителя продолжает оставаться нетленным. С тех пор белгородцы почитали Иоасафа святым. Тело его и сейчас покоится в центральном соборе Белгорода. Вы можете увидеть «его молитвенник», «его крест» и «записи».
Вопрос «экскурсовода» классу: 1. Почему Иоасаф Белгородский был возведён в святые? 2. Докажите, что сама жизнь Иоасафа Белгородского была подвигом. 3. Что заставляло епископа постоянно помогать бедным и больным,часто в ущерб своему здоровью? Оцените его поступки.
Экскурсовод 4. : « А сейчас вы познакомитесь с великим актёром, нашим земляком М.С.Щепкиным. Родился 6 ноября 1788 года в селе Красном Яковлевского района в семье крепостного, управляющего имениями графа Волькеннштейна. В Красном прошло раннее детство Щепкина, в Белгороде в 1795 –1799 гг. он обучался истории и основам латинского языка, в 1801 г. окончил Сужденское уездное малонародное училище, в Курске учился в губернском училище. В Судженском училище, а затем и в родном селе в домашнем театре графа Щепкин исполнил несколько небольших ролей. С ноября 1805 года он начал играть в спектаклях братьев Барсовых в Курске. Почти 17 лет, продолжая оставаться крепостным, Щепкин выступал на провинциальной сцене, играл в Курске, Харькове, Полтаве и других городах юга России. В 1821 году с помощью будущего декабриста С.Г.Волконского он получил вольную. Год спустя был приглашён Московской конторой императорских театров на казённую сцену и вскоре вошёл в состав труппы Малого театра.
Пятьдесят восемь лет отдал Щепкин сцене. Он прославил своё имя ролями Фамусова в комедии «Горе от ума», Городничего – в «Ревизоре», сатирическими типами дворян в «Женитьбе», «Игроках» и «Тяжбе» Гоголя и в «Скупом рыцаре» Пушкина. Щепкин выступал и в спектаклях по пьесам Мольера, Шекспира, Сухово-Кобылина, Островского. К.С.Станиславский называл Щепкина гордостью нашего национального искусства, великим законодателем сцены. Умер Щепкин в 1863 году в Ялте.»
Вопросы «экскурсовода» классу: 1. Какие исторические места нашего города были названы именем Щепкина? 2.Оцените вклад М.С.Щепкина в сокровищницу национальной культуры.
«Экскурсовод» 5: «От странички, посвящённой культуре мы переходим к герою Великой Отечественной войны Николаю Фёдоровичу Ватутину. Он родился 16 декабря 1901 года в деревне Чепухино под Валуйками в крестьянской семье.. После окончания школы учился в Уразовском коммерческом училище. Весной 1920 года добровольцем ушёл в Красную армию. Его служба началась в Харькове, а осенью того же года он поступил в Полтавскую пехотную школу, после окончания которой стал кадровым командиром.
В 1929 году окончил Военную академию им. Фрунзе, в 1937 – Военную академию Генерального штаба. С 1940 г. – начальник Оперативного управления, затем – первый заместитель начальника Генштаба, в июне 1941 г. – генерал-лейтйнант. В годы Великой Отечественной войны Н.Ф.Ватутин – начальник штаба Северо-Западного фронта (с июня 1941 года), заместитель начальника Генштаба (с мая 1942 года), командующий войсками Воронежского (июль-октябрь 1942 года и март- октябрь 1943 года), 1-го Украинского (октябрь 1943 года – март 1944) фронтов. Войска под командованием Ватутина сражались в Сталинградской и Курской битвах. Участвовали в освобождении Белгородчины, Левобережной Украины, провели Острогожско-Россошанскую, Киевскую, Корсунь-Шевченковскую и другие операции.
29 февраля 1944 года Ватутин был тяжело ранен и 15 апреля скончался в Киеве.
А сейчас, я прошу обратить внимание на видеоматериал на котором запечатлён Ватутин Н.Ф. и показан ход Курской битвы. Будьте внимательны, так как вам предстоит работать с контурной картой.
Вопросы экскурсовода классу: 1.Почему мы гордимся нашим земляком Н.Ф.Ватутиным? В чём его подвиг?
Экскурсовод 6. Мы переходим к заключительной экспозиции нашего музея. Эта экспозиция фотоматериалов и личных вещей, подарков музею главы администрации нашего края Савченко Е.С. С октября 1993 года Савченко Евгений Степанович стал главой администрации области. Он выпускник Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, доктор экономических наук, до преобразования Совета Федерации возглавлял в нём Комитет по аграрной политике. Для Е.С.Савченко характерна ориентация на проведение взвешенных, последовательных экономических и социальных реформ, направленных на повышение благосостояния населения области.
Известно, что в России учреждена номинация «Лучшие губернаторы и главы Республик России», в соответствии с которой Русский биографический институт впервые оценивал деятельность руководителей регионов «в разрезе» семи федеральных округов. По итогам 2000 и 2001 гг. лауреатом признан глава администрации нашей области Савченко Е.С. В первую очередь эксперты оценивали уровень социально-экономического развития регионов и заботу органов власти о духовном здоровье граждан. Савченко Е.С. уже два раза избирался главой администрации области. Очевидно, люди ценят его деловые качества прежде всего.
Учитель: « Подумайте, почему мы проводим параллель между первым и последним губернаторами, что их связывает?»
Трубецкой Ю.Ю. родился в 1668 году, барин, сенатор, служил при дворе царя Фёдора Алексеевича и Петра 1. Пробыв на посту губернатора всего три года, он запомнился тем, что заботился о процветании нашего края. Савченко Е.С. наш современник, но и его люди уже уззнали и полюбили за его трудолюбие, заботу о благополучии земляков.
Учитель: «А теперь, переходим ко второму этапу нашего урока. Все вы знаете, что ночью в музее возможны удивительные вещи. Представьте себе, что исторические герои ожили, а вместе с ними нас посетил и наш губернатор. Вам представляется уникальная возможность взять интервью у исторического деятеля.
(Входят переодетые и загримированные под исторических деятелей учащиеся. Ученики в группах задают им им составленные в течение урока вопросы).
Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко познакомится с историческим материалом и проявить свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата и пр.)

Закрепление материала.
Учащиеся каждой группы получают тесты, проблемные вопросыф, контурные карты Белгорода и Курской битвы и задания написать заметку в «местную газету» о каком-либо историческом деятеле и о своих впечатлениях об экскурсии. Учащиеся-редакторы газеты тут же оформляют выпуск на ватмане.
Мини-тест.
1. Когда была основана Белгородская губерния?
А) 1 марта 1727 года.
Б) 5 февраля 1734 года.
В) 8 августа 1756 года.
2. Кто был первым губернатором Белгородской губернии?
А) Трубецкой Ю.Ю.
Б) Новосильцев Н.А.
В) Кочетов К.М.
3. Когда была битва на Огненной дуге?
А) 5 июля – 23 августа 1943 года
Б) 8 августа – 1 сентября 1944 года
В) 9 июня – 2 августа 1943 года.
4. Где находился храм Петра и Павла?
А) п. Прохоровка
Б) п. Вейделевка
В) г. Белгород.
5. Кто командовал Воронежским фронтом на Курской дуге?
А) Ватутин Н.Ф.
Б) Сталин И.В.
В) Конев М.Н.
Проблемные вопросы:
1. Почему губернаторы Белгородской области менялись очень часто, вплоть до отмены губернии Екатериной?
2. Почему Иоасаф Белгородский был возведён в святые?
3. Кто и почему поставил под удар весь исход Курской битвы?
4. Какие проблемы стоят перед последним губернатором нашего края и чем они схожи с проблемами первого губернатора?
Задание по контурной карте Великой Отечественной войны: обозначить линию Курской дуги, направления ударов немецких и советских войск. Задание по карте-схеме Белгорода 18 века: обозначить путь по которому каждый год идёт крестный ход с ракой с мощами святого Иоасафа, места, где есть памятники Ватутину Н.Ф., улицы названные в честь М.С.Щепкина, место его памятника.
Через 10 минут учащиеся сдают свои работы, заметки в газету. Учитель объявляет оценки за работу на уроке.
Рефлексия.
Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-балльной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил материал – 9-10 баллов.
Усвоил материал частично – 7-8 баллов.
Необходимо ещё поработать, мало что понял – 4-6 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибку? Удовлетворён своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своёй работой – 9-10 баллов.
Допустил ошибки – 7-8 баллов.
Не справился – 4-6 баллов.
Как работала подгруппа?
Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4-6 баллов.
Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось? Какие чувства пробудил материал урока?


Источник: http://svvalkova.narod.ru
Категория: История | Добавил: Свеник (25.10.2011) | Автор: Валькова Светлана
Просмотров: 10187 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]