Главная » История |
Народные потешные промыслы - русская народная игрушка
Музейный урок на тему «Народные потешные промыслы - русская народная игрушка ». Валькова С.Л. учитель истории МОУ СОШ №40 г Белгорода. Урок на базе музея этнографии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Белгорода. Для учащихся 5 класса. Тема: Народные потешные промыслы - русская народная игрушка. Цель урока: через игрушку как этнографический источник продолжить «погружение» учащихся в мир русской истории, старины; создать организационные и методические условия для обеспечения глубокого изучения и усвоения краеведческого и этнографического материала об истории народных промыслов на Руси; Воспитывать у учащихся гордость за достижения культуры своей Родины; Развивать умение работать с этнографическим материалом, вещественными историческими источниками. Тип урока: интегрированный музейный урок ( интеграция истории , краеведения, технологии, изобразительного искусства). Оборудование: музейные экспонаты (музейные экспонаты – свистульки, дымковские игрушки, игрушки – новоделы), материал для изготовления кукол, кисти, краски. Ход урока: 1. История возникновения промысла русской игрушки. Учитель истории: В IX в. Русь для западных соседей стала известна как «страна городов». Возле городских стен стали возникать промышленные предградья (посады), которые населял всякий торговый и ремесленный люд. Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми обычно имели дело русские мастера – игрушечники, являются дерево и глина. Русский Север- край деревянного зодчества, - не зря считается одним из центров русской игрушки. Традиционные образы северной игрушки (женская фигура, конь, птица) – это древние символы света, жизни и плодородия Матери – Земли. Признанным историческим центром «потешного промысла» в нашей стране стал Сергиев Посад, расположенный рядом со стенами Троице-Сергиевой лавры в Подмосковье. Типичная для Сергиева Посада деревянная игрушка из трёхгранной чурки своеобразна. Её нижняя часть лишь слегка обтёсана и сохраняет исходную форму. Верхняя отделывается очень тщательно с проработкой деталей – шляпок, перьев, лент у дам, эполет у гусар. Сергиев Посад известен также как родина русской матрёшки. Первая матрёшка была сделана художником С.В.Малютиным в 90-х годах XIX века. 2. Центры изготовления деревянной игрушки. Учитель истории. Игрушку Сергиева Посада легко узнать. Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. Затем другие мастера – «красилы» - покрывали игрушку разноцветными красками. Так появились на свет бравые гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы в шляпах и с зонтиками… Мастера придавали куклам забавный вид. Народ слагал о них такие частушки: Барыни-сударыни, Шляпы трёхэтажные, Вас кататься не берём, Очень уж вы важные. В Сергиевом Посаде делали игрушки также из жести, фарфора, бумаги, плотного картона (папье-маше). Фигурки из папье-маше получались внутри пустыми. Тогда мастера придумали вставлять в игрушки звучащие механизмы. Особое внимание нужно уделить матрёшке.(Учитель демонстрирует матрёшку – новодел). Первая игрушка – Матрёна – представляла собой девочку в сарафане, платке, круглолицую, румяную с петухом в руках. Внутри неё прятались другие фигурки – вкладыши – девочки и мальчики в рубахах – косоворотках, фартуках. Расписывалась сергиевская матрёшка гуашью по дереву. Ребята, чем отличалась первая матрёшка от нынешних? Педагог. Здесь же, в Подмосковье, расположилось село Богородское. Сейчас мы с вами, ребята попробуем определить особенности богородского стиля. Педагог показывает учащимся игрушку, изображающую пахаря. Педагог. У богородских мастеров любимый герой – простой крестьянин. Тяжело работать на земле, но самый тяжёлый труд красив, если человек делает его умело. Посмотрите, как легко и плавно ведёт пахарь соху, как послушна ему лошадь. Педагог. Другой любимый герой богородских мастеров – Михаил Потапович. Посмотрите на игрушку «Мужик и медведь». Мужик сражается с медведем. Как вы думаете, кто победит? Педагог показывает игрушку «Кузнецы» (мужик с медведем). А эта игрушка мирная. Мужик с медведем вместе работают. Так какие же особенности богородской игрушки вы подметили? 1. Способность двигаться. 2. Сделаны из дерева. 3. Не окрашены, покрыты тонкой резьбой. 3.Крестьянская игрушка. Пожалуй, любимой в старину куклой была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Давайте попробуем сделать такую куклу. Учитель технологии: лицо куклы раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого её рядили. По кукле ценили будущую хозяйку. Любимой куклой крестьянских детей была кукла-полено. Такую куклу наряжали в разноцветные тряпки и раскрашивали ей лицо. Очень забавны были соломенные куколки - стригушки. Снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Если стригушка поставит на поднос и потрясти, то он начинает танцевать, поворачиваться. Часть у крестьян были куклы без лица. Таких кукол использовали в обрядах, куклы-обереги. Обережную куклу использовала Василиса Прекрасная в сказке. (учащиеся изготавливают куклы из дерева, тряпок и соломы). Учитель музыки: Всякая работа в крестьянской избе сопровождалась русской народной песней. Песня помогала в работе, делала её спорой. С песней и работалось веселей. Давайте ,во время вашей творческой работы ,попробуем спеть русскую народную песню. ( Учащиеся поют песню «Во поле берёзка стояла»). 4.Глиняная игрушка. Учитель истории. Кто сегодня не знает дымковскую игрушку? Первое письменное упоминание о вятской (дымковской ) игрушке относится к 1811 году в связи с праздником Свистопляски. Этот праздник, который вятчане устраивали ежегодно в четвёртое воскресенье после Пасхи, посвящали, вероятно, языческому богу Яриле. На народных гуляньях в дни Свистопляски в Дымковской слободе собиралось множество народа, и игрушки-свистульки пользовались особым спросом. Лепить игрушки в Дымково начинали женщины после сбора урожая. Как же их лепили? Учитель технологии (показывает детям дымковскую игрушку-свистульку и игрушку «Барыня»). Чтобы получилась такая нарядная кукла, нужно знать секрет. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким речным песком. Тогда сделанные из неё игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Глину скатывали в комок, плющили блином, а затем сворачивали колоколом. Получалась юбка. Ручки, головку и туловище лепили отдельно и затем примазывали к юбке. Учащиеся повторяют за педагогом стадии лепки, используя пластилин. Педагог. Готовую фигурку обжигали в русской печке и глина затвердевала. Давайте, отгадаем загадку. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был – домой пришел. (Печной горшок). Учитель изобразительного искусства. Вы думаете, наша барыня готова ? Далеко нет. После обжига фигурка становится красно-коричневой, как кирпич. Дымку обязательно отбеливали – окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом начинали раскрашивать. Готовые игрушки – яркие, разноцветные, праздничные – целыми возами отправляли на ярмарки. Сейчас мы раскрасим наши игрушки в соответствии с дымковским стилем. Давайте определим, что это за стиль? - Расписывали «дымку» ярко, броско, щедро используя золотой и красный цвета. Маркировка красным цветом соотносится со сферой прекрасного. Это цвет крови, огня, торжества, праздника, противостоящего бесцветным будням. Закрепление: Учитель истории. И в заключении, давайте сделаем вывод, для чего на Руси занимались «потешным» промыслом?Что дало вам изучение русских потешных промыслов? Какие эмоции вызвало у вас изготовление игрушек? Народная игрушка, будь то потешка, выполненная руками мастеров, или простая крестьянская самоделка из подручного материала, неизменно забавная, сделанная на радость – с любовью и фантазией, представляет собой неотъемлемую часть культурного наследия. Это – история России «в лицах и картинах», её , так сказать, живая «потешная» летопись. | |
Просмотров: 5990 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |