Главная » Воспитание |
Проектно-исследовательская технология обучения
Проектно-исследовательская технология обучения в начальной школе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет в качестве приоритетных направлений инновационные изменения в содержании и формах образования, «поддержку талантливых детей», «развитие их потенциальных образовательных потребностей». Особую значимость приобретают педагогические технологии, формирующие практические навыки получения и анализа информации, мыслительную деятельность с учетом индивидуальных потребностей учащихся. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной с учетом стандартов второго поколения. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Переход на проектно-исследовательский метод обучения осуществляется поэтапно: • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования; • комплексные блочно-тематические занятия; • интеграция: частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим); полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы); • составление минипроектов на уроках и во внеурочной деятельности. Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие компетентности: • определение целей деятельности, ее прогнозирование, выполнение действий и операций, соотношение результата деятельности и ее целей, контролирование своих действий; • выполнение мыслительных операций, входящих в состав проектной деятельности; • проведение наблюдений, постановка простых экспериментов, построение простой модели объектов и явлений окружающего мира. В начальной школе в целях обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков целесообразнее всего использовать следующие типы проектов: • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.); • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.) Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Использование проектно-исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что проект должен быть посильным для ребенка. Во-вторых, темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации. В-четвертых, целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса. Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Проектная деятельность содержит: • анализ проблемы; • постановку цели; • выбор средств ее достижения; • поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; • оценку полученных результатов и выводов. Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Принципы организации проектно-исследовательской деятельности: • дифференцированный и личностно ориентированный подход; • создание ситуации успеха; • сотворчество учителя и ученика. Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта: • создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний; • знакомит с основополагающими принципами научного исследования; • определяет проблемное поле исследования; • помогает корректировать и конкретизировать тему; • совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи; • знакомит с методами исследования; • помогает определить круг изучаемых источников; • знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой; • совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы; • помогает решить спорные вопросы при написании текста; • совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности; • помогает определить направления дальнейших исследований. Ощутимую помощь в проектно-исследовательской деятельности учителю оказывает педагог-психолог, под пристальным вниманием которого постоянно находятся все дети, что дает возможность не потерять «потенциально одаренных», то есть тех, чья одаренность на данном этапе не проявлена, а также получить более точные представления о динамике развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка. Проектный метод предполагает проведение презентаций результатов работы, защиту собственных исследовательских выводов, фестивалей, конференций. В этом направлении уже накоплен определенный опыт. Сотрудничество Арзамасского педагогического института имени А.П. Гайдара с ………. позволило придать этому направлению деятельности широкую известность. На протяжении ….лет на базе АГПИ им. А.П. Гайдара проходит региональный конкурс «Я-исследователь» (научный руководитель проекта - ………) , участниками которого становятся учащиеся всех школ г. Арзамаса и Арзамасского района. На сегодняшний день определены следующие изменения в творческом развитии ребенка: • возросло количество учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью; • наблюдается плавный переход из начальной школы в среднее звено: ребята, занимающиеся проектной деятельностью, более подготовлены ко второй ступени обучения, их успех в учебе и жизни прогнозируемее; • повышается уровень сформированности знаний: если до начала проектной деятельности высокий уровень мотивации имели 23 % младших школьников, средний – 38 %, то в результате проектной деятельности высокий уровень мотивации имеют 35%, средний – 46 % ; • исключается уравниловка, обеспечивается интеграция и дифференциация обучения; • повышается уровень мотивации к этому виду деятельности; • быстрее, глубже усваивается учебный материал; • работы стали глубокими, четко указываются методы исследования, умело делаются выводы, во многих работах обозначены объекты исследования; • яркой, наглядной становится стендовая защита работ; • развиваются навыки научного диалога; • результаты анкетирования родителей показывают, что 70% поддерживают проектно-исследовательскую деятельность своих детей в общеобразовательных школах, 92% - в школах повышенного статуса; заметили изменения в отношении детей к учебе 72 %; готовы поддержать ребят (приобрести необходимые для исследования приборы) 85% родителей городских и сельских школ. Однако зачастую Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Список литературы • Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006. • И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005. | |
Просмотров: 9140 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||