Приветствую Вас, Гость
Главная » Воспитание

Программа по предмету" Риторика"
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1. Учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное Учреждение Жердевская средняя общеобразовательная школа №1 2. Полное название программы Риторика 3. Сведения об авторах: 3.1. Ф.И.О., должность Чехранова Яна Сергеевна, учитель начальных классов 4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база: • Закон РФ «Об образовании» 4.2. Область применения внеурочная деятельность 4.3. Направленность Художественно-эстетическая 4.4. Тип программы экспериментальная 4.5. Целевая направленность программы образовательная 4.6. Возраст обучающихся по программе 7-10 лет 4.7. Продолжительность обучения 4 года 5. Рецензенты и авторы отзывов: 6. Заключение методического совета Протокол заседания №___ от «__ » _______ 20__ г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования /2004 г/, Примерной программы начального общего образования по риторике и Программы начального общего образования по риторике «Детская риторика в рассказах и рисунках» под руководством Т.А.Ладыженской /"Примерные программы для начальной школы", Москва, Дрофа, 2008 г, 187 c./ Актуальность программы. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по всем разделам изучения данного предмета. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход. 5. По каждой теме прописаны виды познавательной деятельности учащихся. Педагогическая целесообразность программы. Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то в резкой форме, замыкаются в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующем снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад является творчество. Замечено, что творческий процесс значительное психотерапевтическое средство. Отрицательные эмоции – всегда разрушение: рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А cтроить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций ставятся сами занятия творчеством. Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни Организационные условия реализации программы Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения. Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 33 часа для 1класса,со 2 по4 классы 35 часов, общий объём учебного времени составляет 138 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом. Методические условия реализации программы Организационная структура занятий предоставляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в учебной ситуации проблемно-поискового характера: необходимость анализа и синтеза, выбора, поиска, самостоятельного принятия решения Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными предметами (математика, окружающий мир, иностранный язык и др.). Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их Формы и методы, используемые при реализации программы. Курс риторики в школе – практический, так как, чтобы научить ученика эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики учащиеся должны как можно больше сами говорить и писать. Поэтому большая часть времени уделяется практике. Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как беседа, вступительное и заключительное слово учителя и др. Особое место занимают специфические приемы работы: – риторический анализ устных и письменных текстов; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и др.). Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (не обязательно все на каждом уроке):  Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомните грустные стихи. Кто почитает?» и др.;  Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;  Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь. Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимают усталость, поэтому проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения. Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить их так, чтобы они видели друг друга. Для этого можно просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник… Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик или идёт обсуждение, необходим магнитофон для записи высказываний детей. Очень результативно использование видеомагнитофона - увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи, сделать самостоятельно необходимые выводы Критерии результативности программы В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими (наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения), получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий (целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий, научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию, приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами (текстом, рисунком, таблицей), овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. В программе оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:  осознавать роль речи в жизни людей;  оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;  объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):  соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;  реализовывать простое высказывание на заданную тему;  ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;  самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;  учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;  делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:  различать устное и письменное общение;  различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;  уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;  анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;  продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;  распознавать и вести этикетный диалог;  отличать текст от набора предложений, записанных как текст;  находить по абзацным отступам смысловые части текста;  выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;  осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;  выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;  сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;  сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;  оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Формы контроля и оценки планируемых результатов. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятель¬ности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьни¬ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой¬стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор¬мах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со¬циальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре¬де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са¬мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру¬гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель¬но положительно к нему настроены, юный человек действи¬тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко¬торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. В 1 классе возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; • Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. • Итоговый: - публичные выступления ребёнка; - участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; - иллюстрирование, выразительное чтение; - сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. - решение риторических задач; - знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения учителя во внеурочное время) • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Санитарно-гигиенические требования Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Кадровое обеспечение программы. Кадры реализации данной программы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Категория: Воспитание | Добавил: Яночка (24.06.2014)
Просмотров: 2068 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]