Классный час толерантности "И на солнце есть пятна"
Цель: развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Добрый день, ребята!
Добрый день, уважаемые гости!
Игра «Косичка».
Нам нужно разделиться на 3 команды. Я разрезала 3 открытки, возьмите 1 деталь. Вам нужно собрать эти открытки.
Молодцы. Вы хорошо справились.
А теперь, давайте заплетём «косичку». (К опоре привязано три ленты 5-7 метров). Каждая группа берётся за ленточку и все вместе плетут «косичку». Но есть условие: разговаривать, отвечать на любые вопросы нельзя. (Музыка)
(Можно провоцировать ребят на разговор.)
Рефлексия: Трудно было справиться с заданием?
Всё ли получилось?
Чувствовали ли вы единение в своей группе?
Всем спасибо! Занимайте места, усаживайтесь удобнее.
Тема нашего занятия: «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова?
- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси. (Рассказывает подготовленный ученик.)
Притча.
Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Вопросы для беседы:
Как вы поняли притчу?
Какой вывод вы сделали для себя?
Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
Хотели бы вы изменить себя?
Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
- Что такое счастье в вашем понимании?
- Какого человека можно назвать счастливым?
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
Недавно мы читали «Сказку о счастье». На уроках ИЗО вы нарисовали прекрасные иллюстрации к сюжету. (Кабинет оформлен работами ребят.) Предлагаем вашему вниманию инсценировку по этой сказке.
«Сказка о счастье».
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастье он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить злой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице:
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя увидеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Ношу из леса я дрова –
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто – кто…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой,
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: - Заблудшая душа,
Король, побойся бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня.
Дитя согрей, и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай. Но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь…
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет.
(И. Токмакова «Приключения Тутитами»)
Вопросы для обсуждения:
Как бы вы озаглавили эту историю?
Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?
Как вы думаете, почему король изменился?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Случались ли с вами подобные истории? (Вам не помогли или вы кого-то не услышали?)
Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток?
Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?
Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем?
Изменилась ли его цель после встречи?
Чему учит нас эта сказка?
Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?
Вывод: - Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Игра «Поиск».
На доске большое число табличек с качествами и личностными характеристиками ( отзывчивый, равнодушный, добрый, понимающий, скупой, невежливый, самолюбивый… ) Найдите те слова, которые определяют короля до встречи со старцем. Расположите их в столбик на правой части доски, закрепляя магнитами.
Все слова найдены? Молодцы!
У людей есть и другие качества, которые позволяют ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас.
Расположите их в левой части доски.
Спасибо. Вы были очень внимательны в нашей игре.
Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».
Посмотрите ещё раз на эти характеристики. Всё ли вам понятно?
- Подумайте, какие качества есть у вас?
- Есть ли у вас качества из правой колонки?
К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим? Как вы себя чувствовали в той ситуации?
Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Вывод: Интолерантная личность – личность, нетерпимо относящаяся к людям, непохожим на неё. Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежливости и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.
- Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, братьям или сёстрам, окружающим?
Вывод: Этому нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибки.
Вы, наверное, слышали поговорку: «Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает».
Мне хочется дать вам возможность ещё раз почувствовать себя командой, выплеснуть свои эмоции и отдохнуть в процессе творчества.
Игра « Рисуем портрет».
Давайте разделимся на 4 группы, занимайте места вокруг столов, где вы найдёте всё необходимое.
Ребята получают задание. ( Нарисовать портрет толерантной личности, другие – интолерантной). (Звучит музыка)
Рефлексия в конце занятия:
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось на занятии?
Каким цветом вы хотели бы покрасить стены кабинета, где проходит наше занятие?
(белый, бежевый; жёлтый, оранжевый; розовый, красный; зелёный, салатный; голубой, синий; сиреневый, фиолетовый; коричневый.)
1……
2……..
(музыка)
Большое всем спасибо.
|