Главная » Воспитание |
Тема: «Без добрых дел нет доброго имени»
Школа: Якорьская средняя Учитель: Байжанова Елена Леовна Категория I Урок самопознания 4 класс Тема: «Без добрых дел нет доброго имени» Цель: расширение представлений учащихся о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни. Задачи: 1. Углубить знания о доброте как ценности и качестве человека; 3. Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках 3. Воспитывать стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним. Оборудование: слайды, бусинки двух цветов: красные и белые, карточки с пословицами, рисунки с предметами и явления природы, плакат с морем, бумажные кораблики, фонограммы песен «Добры жук», «Если добрый ты», запись спокойной музыки. Ход урока I Круг радости Учитель приветствует учеников: Добрый день! Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. -Поприветствуйте друг друга! -Поздоровайтесь, касаясь плечами,локоточками, ладошками, коленками, носочками. - А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова, используя выражение: «Мне в тебе нравится…» - Родился человек. Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя. Пройдут годы, и тогда о нём скажут: « Замечательный был человек» Или произнесут: «Никчемный был человек». Каким он станет – в определяющей степени зависит от самого человека. Будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или станет на путь злого и подлого человека. - Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Сергея Острового: «В жизни по-разному можно жить: В горе можно. И в радости, Вовремя есть и вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной солнце достать И подарить его людям» -Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг. -Как вы думаете, о какой человеческой ценности мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся) Тема урока: «Без добрых дел нет доброго имени» Цитатой урока будут слова: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» (М. Пришвин) -Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина? - Злой человек может стать добрым? II.Помечтаем – Мы сегодня будем говорить о добре, о добрых поступках и делах. – Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А помогут нам волшебные бусинки, Я пойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам понравиться. А теперь, когда вы выбрали бусинку, разделитесь на две группы по цвету бусинки. - Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего вы делали в своей жизни. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем всех. Спасибо. (Звучит музыка) Учитель читает стихотворение Стать добрым волшебником, Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово! Путешествовать мы с вами по станциям(на слайде появляются станции по мере их прохождения) III. Азбука добрых слов. - Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца. В этом мире огромном, в котором живем я и ты, не хватает тепла, не хватает людской доброты. «Будем вместе учиться друг друга беречь и любить, Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить». - Составим азбуку «Добрых слов». Вспомним хорошие добрые слова на букву «Д» (появляется слайд со словом «Доброта».) Дети составляют кластер к слову «Доброта» Затем зачитывают в группах. Дети: добрый, дорогой, дружный, добросердечный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, достойный, добропорядочный, добронравный. - Вы, наверное, заметили, что во многих словах есть одинаковый корень. Какой? Правильно. Это корень – добро. -Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала:- Люди Земли, Мыслите и творите Добро! IV. Почитаем - Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами! В знак благодарности хочу прочитать вам притчу, садитесь поудобнее и слушайте. Учитель читает притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» (звучит спокойная музыка) « В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди- подходят к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. - Что это за человек?- спросил внук деда. - Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из- под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. - Что это за человек?- спросил внук деда. - И это еще не человек, - ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. - А это что за человек? – спросил внук. - Обыкновенный человек, - ответил дед. V. Побеседуем - Какими людьми были дед и внучек? Почему? - Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему? - Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Каким еще человеком его можно назвать? - Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему? - Без добрых дел нет доброго имени. - Как вы понимаете смысл следующего изречения: «Из всех даров мира останется только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого» М. Саади (Высказывания детей) - Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем. VI .Мудрые мысли. - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому мы отправляемся на следующую станцию «Мудрые мысли» Каждой команде выдаются карточки с рассыпанными пословицами: 1 команда 1.Добрые дела красят человека. 2.Жизнь дана на добрые дела 3.Злой не верит, что есть добрые люди. 4.За добро добром платят. 5. Без добрых дел нет доброго имени 2 команда 1.Добрая слава лежит, а худая бежит 2.Добрые вести прибавят чести 3.Доброе слово лечит, злое калечит 4.Делай другим добро – будешь сам без беды 5.Живи добрее, будешь всем милее -Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение. (Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) - Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. - Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте 1) Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго 2) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н. 3) Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен 5) Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У. 6) Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп VII. Музыкальная пауза. -А сейчас я вас приглашаю в сказку «Золушка». Почему именно в эту сказку вы должны сказать мне сами. ( Учащиеся должны связать качества главной героини с темой урока) - Приглашает вас отдохнуть и подвигаться. Встаньте дети, станьте в круг /Добрый жук/ из к/ф «Золушка» 1Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, Старый добрый друг. Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал.(на первый куплет дети встают в круг) 2Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, я твой друг, Старый верный друг! Полюбили мы жука, Старика, добряка — Очень уж душа легка У него, весельчака. Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, я твой друг, Старый верный друг! (встав в круг, учащиеся выполняют движения за учителем) VIII. Поиграем. Игра «Доброе дело» Учитель раздаёт карточки с рисунками предметов или явлений окружающего мира. 1 группа: солнце, ветер, деревья, 2 группа: дом, одежда, вода. Каждый из группы должен рассказать другой группе о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д. IX. Творческая мастерская - Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Как вы думаете, какое название будет у нашего моря? (Доброта. ) - У вас на партах бумажные кораблики. Их сделали для вас наши гости – учителя, которые вложили в них желание видеть вас добрыми и отзывчивыми людьми. - На доске написаны разные слова. Выберите из этих слов такие, как бы вы хотели назвать свой корабль, отправив его в море доброты. Слова на доске: вежливость, помощь, трудолюбие, щедрость, скупость, драчун, улыбка, добрые мысли, ласковые слова, защита, счастье, злюка, душа, сочувствие, огорчение, благородный, себялюбие. - Я очень рада за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по- настоящему добрым - трудно. К сожалению, сегодня на уроке мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнет с себя. X Круг «От сердца к сердцу» Дети становятся в круг, берутся за руки - Давайте встанем, возьмемся за руки. Я буду читать стихотворение, повторяйте за мной последние 2 строки. Как бы жизнь не летела Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело Тем живем на земле. - Я сегодня всех благодарю, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Добрые слова- корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые имена – сады. - Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Ведь не зря говорят: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» XI. Домашнее задание по выбору: 1) Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о добрых людях, рассказать. 2) Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте. 3) Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор. XII. Обобщение -Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу. Дарите только теплоту: Ребенку, женщине и другу, И отодвиньте пустоту. Жизнь все вернет сполна по кругу. К вам возвратятся свет, любовь, Мечта и счастье к вам вернется. И нежной лаской вновь и вновь В вас чья-то радость отзовется. -А закончить наш уро доброты я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе. | |
Просмотров: 3652 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |