Приветствую Вас, Гость
Главная » Русский язык

Методическая разработка урока "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: «Обобщение однородных членов предложения. Изобразительные возможности конструкций с однородными членами»
(2 часа)
Тип урока: комбинированный урок-практикум с использованием ИКТ.
Цели урока:
1) обобщение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;
2) повторение сведений о значении союзов;
3) формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах и при однородных членах с обобщающими словами;
4) познакомить с изобразительными возможностями конструкции с ОЧП в художественной речи;
5) введение терминов «бессоюзие» и «многосоюзие».

Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Постановка цели (цель формулируют учащиеся).
Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?
Обобщим знания об однородных членах, вспомним пунктуацию при однородных членах и познакомимся с изобразительными возможностями конструкций с ОЧП в художественной речи.

III. Начнём со словарной работы (слайд 1).

На интерактивной доске написано: “cavallo” - конь “art” - умение

Перед вами два слова, которые были заимствованы из польского языка в XVII веке. Первое слово образовано от польского слова “cavallo” – “конь, лошадь”. Второе слово имеет такой же корень, что и слово “артист” – “art” – “умение, искусство”. Оба слова – роды войск русской армии. (Кавалерия, артиллерия)
Пожалуйста, дайте толкование этих слов.
Далее следует сообщение учащегося о толковании данных слов, данное в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Ожегова.

Кавалерия – конное войско, конница. Легкая кавалерия (без тяжелого вооружения). Тяжелая кавалерия (на крупных лошадях, с тяжеловесным вооружением).

Артиллерия –
1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы). Береговая артиллерия, также (перен. шутл.: 1) о наиболее веских, неотразимых аргументах в споре; 2) о ком-нибудь тяжелом на подъем, медлительном, неповоротливом).
2. Род войск с таким вооружением. Служить в артиллерии.
3. Наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.

Задание: напишите к этим двум словам однокоренные слова.

Кавалерия – кавалергард, кавалерист, кавалерийский , по-кавалерийски
Артиллерия – артиллерийский, артиллерист, артиллеристский

Составьте простое предложение с этими словами, чтобы они были однородными членами.
Учащиеся составляют в тетрадях предложения, а затем зачитывают их вслух.

IV. А теперь непосредственно перейдем к повторению однородных членов.
Что такое однородные члены? (Учащиеся отвечают, а потом показывается слайд 3)
Проверим, все ли признаки однородных членов мы назвали.
Однородные члены:
отвечают на один и тот же вопрос;
относятся к одному и тому же слову;
являются одинаковыми членами предложения;
равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;
произносятся с интонацией перечисления.

Подтвердим сказанное примерами (слайд 4). Записываем предложения и находим однородные члены.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат...
 
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
 
Быстро, бешено неслась тройка.

Около деревни бродили и выли голодные, злые волки.
 
Шумит, клубит волной своей
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой.

Профессия космонавта требует огромного мужества и колоссальной выдержки.

Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов, они могут иметь при себе зависимые слова, то есть могут быть распространенными и нераспространенными.

А теперь вспомним однородные и неоднородные определения. Какие члены предложения называются однородными?
Однородные члены предложения должны быть словами одного смыслового ряда, т.е. характеризовать предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса, формы и т.д.
Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Слайд 5
цвет
размер
вкус
форма
Из чего сделан
Белый
Большой
Сладкий
Круглый
Шерстяной
Синий
Маленький
Горький
Квадратный
Ситцевый
Красный
Огромный
Кислый
Прямоугольный
Шелковый

1. Определения считаются однородными, когда каждое из них непосредственно связывается с определяемым существительным, и поэтому между ними можно вставить союз и. Однородные определения имеют следующие значения:
а) они служат для перечисления разновидностей предметов путём указания их отличительных признаков, например: Магазин получил шерстяные, шелковые, льняные ткани.
б) Определения перечисляют признаки предмета, образуя как бы один ряд синонимов, например: Наконец приходит долгая, скучная буранная зима.
2. От однородных определений надо отличать неоднородные. Неоднородное определение относится к сочетанию из определяемого существительного и стоящего при нём определения, как к сложному названию предмета, например: Шел длинный товарный поезд. В этом предложении первое определение длинный относится не к одному слову поезд, а к сочетанию товарный поезд, как к сложному названию предмета.

Задание: указать однородные и неоднородные определения, расставить запятые (слайд 6).
Из-за крыш ближней деревни медленно выплывала огромная красная луна.
Он был высоким толстым неказистым человеком.
Летний жаркий день быстро сменился грозовой прохладой.
Кленовая гора славится своими целебными минеральными источниками.
Всё вдруг утонуло в холодном колючем снежном вихре.

В следующих примерах ставится запятая, т. к. определения объединены общим понятием. Они будут однородными (их мы еще называем эпитетами) и между ними запятая ставится. Рассмотрим несколько примеров (слайд 7):
1) Серое, хмурое, низкое небо висело над нами.
2) По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
3) Надвигался знойный, тяжелый день.
V. Творческая работа (слайд 8).
В предложения вставить
- 1-ый вариант: однородные определения,
- 2-ой вариант: неоднородные определения.
День наступал....
Из-за туч показалось солнце….
Пошёл …. снег.
…. снежинки осторожно ложились на землю.

VI. Цифровой диктант.
Ученики разбивают лист на две части, одна из которых – для записи однородных определений, другая предназначена для записи неоднородных определений в цифровом варианте.)

1. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода.
2. Прошел серый пассажирский пароход.
3. Шел надоедливый октябрьский дождь.
4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем.
5. Снова потянулись длинные, однообразные дни.
6. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
7. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, непроходимом кустарнике.
8. Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами.

VII. Как однородные члены могут быть связаны в предложении?
Работа по таблице (раздаточный материал).

Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга (слайд 9).
Союзы
Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим)
И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и ..
1. Дни стояли теплые и ласковые.
2.Ночью ветер злится да стучит в окно.
3.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4.В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5.Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование)
Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся)
1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2.Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому)
А, но, да (=но), зато
1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом (слайд 10):
Запятая ставится между однородными членами
Запятая не ставится между однородными членами
1. Перед противительными союзами
[О, а О] [О, но О] [О, зато О]
1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]
2. Перед повторяющимися союзами
[О, и О, и О]
 
3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О]
 
VIII. А теперь повторим обобщающие слова и знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.
Что такое обобщающее слово?
Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным.
Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки (слайд 11):
- тождественность синтаксической функции обобщающего слова и однородных членов предложения;
- способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);
- возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением,
- способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;
- определенное интонационное оформление обобщающих слов.

А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в вышесказанном.

1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам данного ряда (слайд 12).
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
(Обобщающие слова – всё, всюду, всё).
Учащиеся делают вывод: обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
2. Давайте докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. В данных предложениях найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Заметьте, что обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения (слайд 13).
 На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Учащиеся делают вывод: Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово (слайд 14).
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного.
Ответы учащихся.
Учащиеся делают вывод: Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
4. Мы дошли с вами до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Сначала давайте рассмотрим алгоритм и попробуем привести примеры на каждый его шаг. (Можно использовать предложения, которые вам предлагались выше).
А Л Г О Р И Т М (слайд 15)
Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
1.Найдите в предложении обобщающее слово.

3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

 Попробуйте устно воспроизвести данный алгоритм.
Ответы учащихся.

IX. Решите несколько пунктуационных задач.
1. Расставьте в предложениях знаки препинания и составьте схемы в тетради (слайд 16).
Леса поля луга все оживает весной.
Весной оживает всё леса поля луга.
Все леса поля луга оживает весной.

В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример (слайд 17):
В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
А в этом предложении сами поставьте знаки препинания.
Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.
Теперь мы с вами обратим внимание на интонацию, с которой произносятся предложения с обобщающими словами (слайд 18).
Прочитайте предложение.
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
Обратите внимание, что при обобщающем слове, стоящем перед однородными членами, обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Перед однородными членами пауза и они читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.
Прочитайте следующее предложение.
Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
В данном случае перечисление однородных членов заканчивается повышением тона на последнем из них, далее следует пауза. Обобщающее слово произносится со значительным усилением голоса, с интонацией пояснения, итога.

X. Сейчас пойдет речь об изобразительно-выразительных возможностях конструкций с однородными членами предложений. Мы понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в художественных произведениях.
Наиболее часто однородные члены в художественной литературе используются при создании портрета персонажа. Почему?
В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенев описывает встречу автора-повествователя с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное. Рассмотрим портретную характеристику одного из них, Кости (слайд 19).
Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.
– К какому типу речи относится этот отрывок? (К описанию.)
– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их в тексте. Какие это члены предложения? (Однородные определения, сказуемые.)
– Какова роль однородных определений в создании портрета мальчика? (Они позволяют подробно, детально описать внешность человека, его внутреннее состояние.)
– В какой последовательности дается описание Кости? (Возраст, черты лица: губы, глаза.)
– Чем привлек повествователя этот мальчик? (Своим задумчивым и печальным взором. Это внутренняя характеристика героя.)
– С помощью каких однородных определений описывает автор глаза героя? (Большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.)
– Как вы понимаете выражение жидким блеском блестевшие? Почему именно так описывает автор глаза? (Это глаза с блеском, а значит, умные, любопытные, пытливые, но в то же время они задумчивы и печальны. Именно этот контраст улавливает повествователь. Этим и привлекает к себе внимание четвертый мальчик.)
– Какими частями речи выражены однородные сказуемые? (Краткими прилагательными и причастиями: невелико, худо, заострено; существительным с предлогом: в веснушках.)
– Как помогают они в описании героя? (Описывают размер, форму, цвет. ОЧП позволяют описать героя подробно, передать все детали так, чтобы мы могли ясно представить его.)
– При описании трех других мальчиков ни одно слово не повторяется. Для нового портрета Тургенев находит и новые слова. Читатель благодаря экспрессивности ОЧП, которые передают мельчайшие детали портрета, зрительно представляет себе героя.

Следующее свойство конструкций с ОЧП мы проследим на материале отрывка из романа в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина. В строфе описывается приезд Татьяны Лариной в Москву (слайд 20).

...вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

– Как я прочитала эту строфу? (Динамично, стремительно.)
– Что помогло автору создать динамику? (Однородные подлежащие.)
– В чем необычность этого перечисления? (Между словами нет ни одного соединительного союза.)
– Эта стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов).
– С какой целью Пушкин использует этот прием в тексте? (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.)

Как будет называться стилистическая фигура, образованная однородными членами предложения в следующем отрывке? (слайд 21)

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Короленко).

(Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.)

– Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (Как бы замедляют движение, подчеркивают смысл соединяемых союзами ОЧП. Создается картина равномерного движения волн.)
Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.

Перед вами отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Вальс с чертовщинкой». Проследите, какой эффект дает употребление ОЧП с бессоюзием и многосоюзием (слайд 22).

Великолепие выше сил:
Туши, и сепии, и белил,
Синих, пунцовых и золотых
Львов и танцоров, львиц и франтих,
Реянье блузок, пенье дверей,
Рев карапузов, смех матерей,
Финики, книги, игры, нуга,
Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этой зловещей сладкой тайне
Люди и вещи на равной ноге.
Этого бора вкусный цукат
К шапок разбору рвут нарасхват.
Душно от лакомств. Елка в поту.
Клеем и лаком пьет темноту.

– Соединение бессоюзия и многосоюзия имитирует ритм вальса, музыкальный размер «три четверти» и изменение темпа движения – «вальсирование». Если в первой половине строфы (за счет многосоюзия) темп спокойный, то во второй – бессоюзной – половине строфы «вальсирование» ускоряется, потом вновь замедляется. Мы увидели с вами, что танец можно описать и с помощью слова. Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными.

Теперь нам с помощью эксперимента нужно определить функцию многосоюзия при именах существительных в роли однородных подлежащих (слайд 23).

МАТЕРИ

И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминают.
(А.Твардовский)

– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Трогательным чувством любви к матери.)
– Перестройте предложение – опустите повторяющиеся союзы.
– Что изменилось? (Исчезает эмоциональность, стихотворение становится нейтральным по настроению, преобладает интонация перечисления) Повторяющиеся союзы позволяют поэту плавно переносить свои воспоминания с одного родного места, связанного памятью с матерью, на другое.)
– Твардовский умело использует экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз – и теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение поэтов и писателей к слову помогли нам насладиться языком художественной литературы.

XI. Итог урока.
Что сегодня мы повторили и обобщили на уроке?
(Сегодня на уроке мы повторили однородные члены, пунктуацию при однородных членах)
А что нового мы узнали?
(Познакомились с такими интересными стилистическими фигурами, как бессоюзие и многосоюзие).
XII. Домашнее задание (слайд 24): выписать 6 предложений с бессоюзием и многосоюзием из художественных текстов.
Категория: Русский язык | Добавил: учитель (27.10.2012)
Просмотров: 10223 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]