Главная » Литература |
Театрализованный урок на тему: "Игорь Северянин - "иронизирующее дитя"
Игорь Северянин, «король поэтов», «иронизирующее дитя» Цели: Обучающие: обобщение и систематизация знания о жизни и творчестве Игоря Северянина. рассмотрение особенностей художественного мира поэта. Развивающие: привитие навыков выразительного чтения стихотворений, умения анализировать их; развитие коммуникативных навыков. Воспитывающие: стимулирование интереса к творческому на¬следию И. Северянина, а также к поэзии Серебряного века. привитие художественного вкуса. Ход урока Все присутствующие сидят за столиками. Ученик 1 под аккомпанемент гитары исполняет «Искренний ро¬манс» на стихи Северянина Оправдаешь ли ты - мне других оправданий не надо! - Заблужденья мои и мечтанья во имя Мечты? В непробужденном сне напоенного розами сада, Прижимаясь ко мне, при луне, оправдаешь ли ты? Оправдаешь ли ты за убитые женские душ, Расцветавшие мне под покровом ночной темноты? Ах, за все, что я в жизни руками своими разрушил, Осмеял, оскорбил и отверг, оправдаешь ли ты? Оправдаешь ли ты, что опять, столько раз разуверясь, Я тебе протянул, может статься, с отравой цветы, Что, быть может, и ты через день, через год или через Десять лет станешь чуждой, как все, оправдаешь ли ты? Учитель читает стихотворение «Сегодня не приду» Сегодня не приду; когда приду - не знаю...' Я радуюсь весне, сирени, маю! Я радуюсь тому, что вновь растёт трава! - Подайте мой мотор. Шоффэр, на Острова! Пускай меня к тебе влечёт неудержимо, Мне хочется забыть, что я тобой любима, Чтоб чувствовать острей весенний этот день, Чтоб слаже тосковать... - В сирень, шоффэр! в сирень! Я так тебя люблю, что быть с тобою вместе Порой мне тяжело: ты мне, своей невесте, Так много счастья дал, собой меня впитав, Что отдых от тебя среди цветов и трав... Пощады мне, молю! Я требую пощады! Я видеть не могу тебя и мне не надо... - Нельзя ли по морю, шоффэр?.. а на звезду?.. Чтоб только как-нибудь: 'сегодня не приду'.. Ученица 1 читает стихотворение «Фиалка» Снежеет дружно, снежеет нежно, Над ручейками хрусталит хрупь. Куда ни взглянешь - повсюду снежно, И сердце хочет в лесную глубь. Мне больно-больно.. Мне жалко-жалко.. Зачем мне больно? Чего мне жаль? Ах, я не знаю; ах, я - фиалка, Так тихо-тихо ушла я в шаль. О, ты, чьё сердце крылит к раздолью, Ты триумфатор, ты властелин! Приди, любуйся моей фиолью - Моей печалью в снегах долин. О, ты, чьи мысли всегда крылаты, Всегда победны, внемли, о ты, Возьми в ладони меня, как в латы, Моей фиолью светя мечты!.. Ученик 2 читает стихотворение «Кензель» («В шумном платье муаровом...») В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена — Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом — Вы такая эстетная, Вы такая изящная... Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам? Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым — Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!.. Голос из зала: Кто автор этих стихотворений? На сцену выходит ученик (Северянин) и читает стихотворе¬ние «Эпилог» Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! Я - год назад - сказал: "Я буду!" Год отсверкал, и вот - я есть! Среди друзей я зрил Иуду, Но не его отверг, а - месть. Ученик 3: А настоящее его имя — Игорь Лотарев. Он родился в Петербурге в 1887 году, 16 мая. Ученик 4: ему не было еще девяти лет, когда, живя в Петербурге, он стал писать стихи. Значительно ранее этого времени его водили в образцовую Мариинскую оперу. Благодаря оперной музыке творче¬ство Северянина стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкаль¬ность. Ученик 3 читает стихотворение «Шампанский полонез» Шампанского в лилию! Шампанского в лилию! Ее целомудрием святеет оно. Mignon с Escamilio! Mignon с Escamilio! Шампанское в лилии — святое вино. Шампанское, в лилии журчащее искристо, — Вино, упоенное бокалом цветка. Я славлю восторженно Христа и Антихриста Душой, обожженною восторгом глотка! Голубку и ястреба! Ригсдаг и Бастилию! Кокотку и схимника! Порывность и сон! В шампанское лилию! Шампанского в лилию! В морях Дисгармонии — маяк Унисон! Ученица 2: Да, он любил композиторов самых раз¬личных и... музыку Чайковского, и изысканную эпич¬ность Римского-Корсакова, и божественную торже¬ственность Вагнера... Удивительно ли, что стихи его звучали как музыка ( Звучит фрагмент симфонии № 5, часть IV П. И. Чай¬ковского.) Ученик 5: Но в литературу Игорь Северянин вошел, можно сказать, со скандалом. Северянин:...В 1909 году Наживин свез мою бро¬шюру «Интуитивные краски» в Ясную Поляну и про¬читал ее Льву Толстому, Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений - «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки», об этом мгновенно всех оповестили московские газет¬чики... после чего всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну! ... с легкой руки Толстого... меня стали бранить все, кому не было лень» Учитель читает стихотворение «Соловей» Я - соловей: я без тенденций И без особой глубины... Но будь то старцы иль младенцы,- Поймут меня, певца весны. Я - соловей, я - сероптичка, Но песня радужна моя. Есть у меня одна привычка: Влечь всех в нездешние края. Я - соловей! на что мне критик Со всей небожностью своей? - Ищи, свинья, услад в корыте, А не в рулладах из ветвей! Я - соловей, и, кроме песен, Нет пользы от меня иной. Я так бессмысленно чудесен, Что Смысл склонился предо мной! Ученик 2: Его популярность была огромна, успех был бешеный. С 1913 по 1918 год выходят 10 сборни¬ков его стихотворений. Игорь Севе¬рянин дает собственные поэзоконцерты, совершает тур¬не по России. Он был окружен толпой поклонниц. Влюбленные девушки, как говорил сам поэт, «млели майно» от его стихотворений. Ученик 5: «Любовь беспричинна» - считал поэт, поэтому и сам восхищался многими женщинами. Учитель читает стихотворение «Котик милый, деточка» Котик милый, деточка! встань скорей на цыпочки, Алогубы-цветики жарко протяни... В грязной репутации хорошенько выпачкай Имя светозарное гения в тени... Ласковая девонька! крошечная грешница! Ты еще пикантнее от людских помой! Верю: ты измучилась... Надо онездешниться, Надо быть улыбчатой, тихой и немой. Все мои товарищи (как зовешь нечаянно Ты моих поклонников и моих врагов...) Как-то усмехаются и глядят отчаянно На ночную бабочку выше облаков. Разве верят скептики, что ночную бабочку Любит сострадательно молодой орел? Честная бесчестница! белая арабочка! Брызгай грязью чистою в славный ореол!.. Ученик 4 читает в журнале стихотворение «Ананасы в шампанском» Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс! Какое обилие непонятных слов…почему? Ученица 3: это его эгофутуризм. Северянин: В отличие от школы Маринетти, я прибавил к слову футуризм приставку „эго" и в скобках „вселенский". А это –мои лозунги. Звучит Вивальди Учитель читает стихотворение «Не может быть, вы лжете мне мечты!» Не может быть, вы лжете мне, мечты! Ты не сумел забыть меня в разлуке... Я вспомнила, когда в приливе муки - Ты письма сжечь хотел мои... сжечь!.. ты!.. Я знаю, жгут бесценные дары: Жжет молния надменные вершины, Поэт - из перлов бурные костры, И фабрикант - дубравы для машины; Бесчувственные люди жгут сердца, Забывшие для них про все на свете; Разбойник жжет святилище дворца, Гордящегося пиршеством столетий; И гении сжигают мощь свою На алкоголе - символе бессилья... Но письма сжечь - где я тебе пою Свою любовь! Где распускаю крылья! Их сжечь нельзя - как вечной красоты! Их сжечь нельзя - как солнечного неба! В них отзвуки Эдема и Эреба... Не может быть! Вы лжете мне, мечты! Ученик 3: Эстетизация всего сущего характерна поэзии Северянина. Он лиричный ироник: его ирония ведет к театрализации жизненных форм. Все вокруг представляет собой нескончаемый спектакль, в котором действуют стилизованные, костюмированные персонажи. Учитель читает стихотворение «И ты шел с женщиной» И ты шел с женщиной, — не отрекись. Я все заметила, — не говори. Блондинка. Хрупкая. Ее костюм был черный. Английский. На голове — Сквозная фетэрка. В левкоях вся. И в померанцевых лучах зари Вы шли печальные. Как я. Как я! Журчали ландыши в сырой траве. Не испугалась я,-— я поняла: она — мгновение, а вечность - я И улыбнулась я, под плач цветов, такая светлая. Избыток сил В душе почувствовав, я скрылась в глубь. Весь вечер пела я Была — дитя. Да, ты шел с женщиной. И только ей ты неумышленно взор ослезил. Ученик 5: В 1918 году, в январе, Игорь Василье¬вич Лотарев уезжает вместе с матерью из тревожной России в Эстонию. 27 февраля 1918 года в Поли-техническом музее на литературном вечере был выбран «королем поэтов». На втором месте оказался В. Маяков¬ский, на третьем — К. Бальмонт. Ученик (Северянин) читает «Рескрипт короля» Отныне плащ мой фиолетов, Берэта бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре. Меня не любят корифеи — Им неудобен мой талант: Им изменили лесофеи И больше не плетут гирлянд. Лишь мне восторг и поклоненье И славы пряный фимиам. Моим — любовь и песнопенья! — Недосягаемым стихам. Я так велик и так уверен В себе, — настолько убежден, — Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. В душе — порывистых приветов Неисчислимое число. Я избран королем поэтов — Да будет подданным светло! Ученица 4: Из Москвы Игорь Северянин спешит к больной матери в Тойла. Он вынужден остановиться в непростых условиях немецкой оккупации. В 1920 году, 2 февраля, Советская Россия признает Эстонию незави¬симым государством. Так поэт оказался вне Родины. Ученица 2: Последние годы жизни поэта омраче¬ны тяжелым материальным положением. Его письма друзьям, знакомым кричат о помощи. Ученик 2: «...Я в полном одиночестве... Горчай¬шую нужду переживаю... Конечно же, я ничего ровно не пишу... Болезнь сердца: застарелый аппендицит, сердце изношено. Одышка, головные боли частые и жгучие...». Ученица 4 читает стихотворение «Зовущаяся грустью» Как женщина пожившая, но все же Пленительная в устали своей, Из алых листьев клена взбила ложе Та, кто зовется Грустью у людей... И прилегла — и грешно, и лукаво Печалью страсти гаснущей влеча. Необходим душе моей — как слава! — Изгиб ее осеннего плеча... Петь о весне смолкаем мы с годами: Чем ближе к старости, тем все ясней, Что сердцу ближе весен с их садами Несытая пустынность осеней... Ученик 3: Игорь Северянин умер в 1941 году. Похо¬ронен на таллиннском Александро-Невском кладбище. Ученик 1 исполняет 1 куплет романса Оправдаешь ли ты - мне других оправданий не надо! - Заблужденья мои и мечтанья во имя Мечты? В непробужденном сне напоенного розами сада, Прижимаясь ко мне, при луне, оправдаешь ли ты?.. | |
Просмотров: 2168 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |