Приветствую Вас, Гость
Главная » Русский язык

Произведения А. Гайдара на занятиях по развитию речи в детском саду
Уникальную роль в становлении личности ребенка играют произведения А.П. Гайдара. Они являются одним из основных источников приобщения дошкольников к ценностям духовной культуры: любви, дружбы, семейного счастья.
Рассказ «Чук и Гек» заинтересовывает маленьких читателей сказочной манерой повествования, тонким юмором, ясным лирическим подтекстом.
На занятиях внимание детей сосредоточено на анализе проблематики произведения, композиции, образах.
Своеобразной завязкой служит отправка человеком письма домой. Начиная рассказ о давно минувших днях, А.П. Гайдар пишет: «Из-за чего началась эта драка, я уже позабыл» [] Драка детей, повлекшая потерю телеграммы, выполняет сказочную функцию запрета и его нарушения. Последующие приключения Чука, Гека и их мамы – своеобразные испытания героев, наказание за нарушение запрета.
Герои, согласно сказочной поэтике, словно оказываются в другом, сказочном пространстве, на что указывает ряд пейзажных деталей и дальнейшее развитие сюжета. [ ] Луна в этом мире «такая огромная, какой в Москве и не бывает» [ ].
Важную роль в развитии сказочного сюжета играют образы вокзала и ямщика: вокзал – промежуток между миром детей и миром взрослых, ямщик – проводник по этим мирам. В наименовании пункта назначения также нет конкретики: «Разведывательно-геологическая база номер три», «ущелье Алкараш».
Особое место в создании сказочного мира принадлежит эпизоду приезда на базу, к «трем домишкам». Здесь герои встречают сторожа, который появляется в темноте с фонарем: «Что это за гости сюда приехали?» [ ] Он, подобно волшебнику, снабдив братьев едой, снаряжением, быстро исчезает.
Обращает на себя внимание описание сказочных пейзажей [ ]. Автор использует риторические восклицания, сравнения, эпитеты: густые кедровые ветви, любопытные сороки, причудливые следы, дремучий лес. Чук и Гек, попав в лес, говорят о волшебстве, чуде, которое может с ними здесь произойти.
Кульминация рассказа – пропажа Гека – своеобразное испытание для семьи. Важно, что мальчика спасает сторож – «добрый волшебник» - со своей собакой-помощницей под Новый год.
При разработке занятий в детском саду по знакомству с рассказом предполагается следующая система вопросов:
- Кто же такие Чук и Гек?
- В каком городе они живут?
- Кто позвонил в дверь?
- Что в это время сделали братья?
- Как вы думаете, почему они переглянулись «с тревогой»?
– Что делала мама, когда ребята дрались?
- Как выражали свою радость мальчики, получив письмо от папы?
- Почему мама улыбалась, если в письме сказано, что отец не приедет?
- Как далеко от Москвы работает их папа?
- Как мальчики доказывали маме, что они смелые?
- Почему мама решилась ехать так далеко?
- Как мальчики собирались к отцу? Что они смастерили?
- Как мама собиралась в дорогу?
- Из-за чего поссорились Чук и Гек?
- Какое важное событие произошло перед самой ссорой?
- Какие нужные вещи хранил Чук в коробочке?
- Почему Чук и Гек очень быстро помирились?
- Кто придумал скрыть от мамы приход почтальона?
- Почему эта идея пришла в голову Геку?
- Что он предложил брату?
После чтения и обсуждения рассказа с детьми полезно организовать просмотр фильма «Чук и Гек» (1953, режиссер И. Лукинский)
Литература
1. Гайдар А.П. Послное собрание сочинений: В 3 т. Т.2.М., 1986.
2. Кулешов Е.В. Заметки о художественном мире А. Гайдара: оппозиция «сакральное»/ «профанное»: Ст. по дет. Литературе и антропологии детства / Сост. Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. М., 2003. С.289-301.
3. Плешкова О.И. Опыт филолого-исторического и методического комментария рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек» // Начальная школа. - №6. – 2007. – С.47-51.
4. Программа
Категория: Русский язык | Добавил: svetlana1976 (04.10.2011)
Просмотров: 2783 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]