Приветствую Вас, Гость
Главная » История

Л.Д. Мельничук Выдающиеся учителя школы № 47 г. Ленинграда в 70-80-е гг. А.Я.Ежевский
Л. Д. Мельничук

Выдающиеся учителя школы № 47 г.Ленинграда 70-80 годов

Амнон Яковлевич Ежевский

Л. Д. Мельничук

Выдающиеся учителя школы № 47 г.Ленинграда 70-80 годов

Амнон Яковлевич Ежевский

Большую роль в истории школы сыграл Амнон Яковлевич Ежевский. Он очень долго работал в школе и преподавал историю на протяжении 47 лет. Кроме того, продолжительное время у него была очень большая нагрузка, и тогда в школе не было даже другого учителя истории. Незаурядный человек и профессионал высокого уровня с большим опытом, а к тому же еще очень много работающий. А потому он был прекрасно известен всем ученикам. Поэтому неслучайно именно его считали самой яркой личностью в школе в свое время (См. Невский зритель. Декабрь 1999. С. 3). Итак, каков же был А. Я. Ежевский, каковы были его профессиональные и даже личные качества, в чем залог его значительной успешной работы и большого авторитета в школе?
Во всех воспоминаниях о нем как существо характеристики можно выделить мощное личностное начало и высокий профессионализм. Во - первых, он представлял из себя очень сильную индивидуальность со своим взглядом на мир, со своей системой ценностей и идеалов, которые можно не разделять и даже не понимать. Но не признавать значительность и цельность его фигуры невозможно. Он прекрасно знает предмет и по - своему исключительно образован. Кроме того, круг знаний Ежевского непосредственно историей не исчерпывается. У него довольно разнообразные интересы. Сам учитель так говорит об этом в интервью: «У меня есть целый круг интересов, прямо не связанных с профессией, но … обогащающих меня для нее – речь идет об искусстве, литературе, кино» (Интервью с А. Я. Ежевским «Можно ли обойтись без Монтеня» // Вечерний Ленинград.1989. С. 2. Далее – Вечерний Ленинград). А ведь школа дает прекрасную возможность учителям заниматься самообразованием: «Кроме того, меня привлекает режим работы, я могу свободно распоряжаться большой частью своего времени» (Вечерний Ленинград). Таким образом, многочисленные интересы создают объем, значительность личности, а к таким учителям как раз и тянутся ученики. К тем, кто вырываются из школьной обыденности. Это такой позитивный отход от школьной рутины.
Добавлю, что Ежевский очень часто посещает художественные музеи. Он много путешествовал, продолжает активно ездить и сейчас. Еще, по его словам, его особой привязанностью когда он работал в школе было древнерусское искусство.
Наконец, еще один важный элемент характеристики его личности - строгость и
волевое начало. Ежевский подтверждает известное мнение о том, что ученики любят строгих учителей. То есть таких, которые заставляют учеников преодолеть собственную инертность и достичь определенных результатов в образовании. И без силы воли здесь никуда. «А если дети чувствуют слабость характера, они жестоко этим пользуются. Учителю необходимо волевое начало, которое, я надеюсь, у меня есть. Я совсем не «дама приятная во всех отношениях», какими часто рисуют хороших учителей» (Вечерний Ленинград). Главным образом, строгость проявлялась в ироничном отношении к нерадивым ученикам. Это иронично - жалеющее отношение Ежевского к иным ученикам - тема особого разговора.
Очень многие сохранил в своей памяти его немногочисленные, скажем так,изречения на эту тему, сказанные как бы походя. Например, «Милые бедные серушечки! Как мне вас жалко! Как я вас люблю», «Ну что дубы, и вы из той же рощи», «Вы серые как штаны пожарника», «Глупость – Божий дар, но зачем же ею так злоупотреблять», «Если бы я мог кусаться, вы бы все ходили искусанные. Купите мне намордник».
Совершенно очевидно, что такой человек был органично нетерпим к серости, бездеятельности и абсолютной человеческой духовной пустоте. Но, как известно, наши недостатки есть суть продолжение наших достоинств. И сам Ежевский не отрицает своего тяжелого характера, даже более того, как сильный человек откровенно говорит о себе «вздорный характер» (Вечерний Ленинград). И тут же говорит что послужило основой для этого - постоянное напряжение в котором он живет, так как «уклоняться от прямого разговора, сглаживать углы, о чем – то умалчивать - это все не проходит даром.»
Впрочем, и у самого Ежевского и у его коллег и учеников, несмотря на это сложилось твердое убеждение что он человек на своем месте. По словам Амнона Яковлевича «У меня отсутствовало ощущение какой - то тягостности от пребывания в школе». (Вечерний Ленинград).

Очевидно, что для человека с такими личностными качествами очень важен результат его деятельности. Он говорит об этом так. «Я человек с достаточно высокой самооценкой, поэтому для меня очень важно было добиться результата» (Петроградская сторона. № 19. (193). Октябрь 1999. С. 2.)
Сам отличавшийся значительными знаниями, он сделал главное из того что должен сделать учитель – он научил любить детей свой предмет и сделал так что они постепенно научились самостоятельно приобретать знания. А ведь это основа для последующего личностного и профессионального роста любого человека. И ученики начинали активно читать книги. Ведь Ежевский постоянно спрашивал их , что они читают, задавал им вопросы, ответы на которых нет в учебнике. Итак, в результате дети полюбили историю и стали самостоятельно приобретать знания.
Немало его учеников одержало победы в конкурсах и олимпиадах. Долгое время в школе под его руководством работал кружок «Ты – ленинградец» (в нем принимал участие, в частности, и юный Сашка Друзь). Участники кружка часто побеждали и на различных городских соревнованиях. Его высокий профессионализм проявлялся и в этом. Но для нас интересны и его профессиональные навыки, связанные со спецификой преподавания общественных наук в СССР. Итак, как же остаться честным, и, в то же время сделать то, что ты обязан сделать – донести до учеников ту или иную «правильную информацию».
Ежевский очень глубоко размышляет об этом: «Я не говорил на уроках всего, что думал, но того, что не думал, старался не говорить.» (Вечерний Ленинград). Также он говорит о конкретных педагогических методиках, связанных со спецификой этой непростой ситуации. Это и использование эзопова языка. Затем можно выстроить факты в систему, после чего предложить учащимся самостоятельно сделать выводы. Наконец, можно и очень отстраненно дать материал, сказав при этом что это понадобиться вам для того чтобы сдавать экзамены. Наконец, можно изложить свою точку зрения и противоположную (см. Вечерний Ленинград).
Все уважение и любовь к Амнону Яковлевичу Ежевскому проявились в школьном вечере, устроенном в его честь 13 ноября 1999 года. В нем приняли участие его ученики самых разных лет выпуска. Само выступление было построено таким образом. Предварительно выяснили, куда он путешествовал с классом в 1977 – 1999 годах. Каждый участник выступления дарил Ежевскому подарок от тех мест, куда они ездили. Причем все было сделано с большим юмором. Например, подарок от Армении вино, а от Украины «горячий девичий поцелуй».
Подводя итоги деятельности Ежевского хочется сказать о его удовлетворенности от любимой работы и о том. Что очень многие люди вспоминают его добром. В газете «Невский зритель» проводился опрос, в котором 7 из 8 его бывших учеников называют его в числе своих любимейших учителей. На встречах выпускников 14 февраля очень многие приходят именно к нему. И сейчас когда он живет в США вместе со своим сыном (кстати, тоже бывшим учеником нашей школы) он переписывается и общается по телефону со многими бывшими выпускниками школы. Эта непосредственная эмоциональная связь с ним многих учеников очень важна.
Такой тип педагога был возможен в свое время в сильной школе, какой тогда и была школа № 47. Сейчас существование такой фигуры педагога можно представить только в школе очень высокого уровня. Но и в таком случае некоторые поведенческие моменты могут существенно измениться. Впрочем, сказать или написать об этом намного проще, чем осуществить это изменение в реальности.
Категория: История | Добавил: Italian (07.06.2013)
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]