Приветствую Вас, Гость
Главная » Экономика

Урок "Занятые и безработные"
Тема: Занятые и безработные. П.13.3.
Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первоначальному закреплению понятий «занятые», «безработные», «рабочая сила»,уяснению учащимися отличий между различными формами безработицы, обоснованию того, почему показатель абсолютного числа безработных недостаточен для характеристики масштабов безработицы;
2. создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умения анализировать познавательные объекты, уметь выделять главное в определениях, понятиях, умение ставить цель, планировать свою деятельность;
3. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
Учащийся должен уметь:
1. Анализировать структуру населения страны с точки зрения его экономической активности и участия в производстве;
2. Видеть различия между трудоспособным и экономически активным населением;
3. Различать экономически активную и занятую часть населения;
4. Видеть различие между понятиями «безработные» и «неработающие»;
5. Объяснять, что представляет собой норма безработицы;
6. Обосновать, почему показатель абсолютного числа безработных недостаточен для характеристики масштабов безработицы.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
1.Что представляет собой экономический цикл?
2. Какие фазы проходит экономика в своём развитии?
3. Почему экономика развивается циклически?
Вывод: Итак, мы установили, что развитие рыночной экономики происходит неравномерно: периоды оживления деловой активности чередуются со спадами.
Как вы думаете, может ли это отразиться на изменении численности занятого в стране населения? Может ли быть достигнута 100%-ная занятость?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим структуру населения страны.
Изучение нового материала:
Класс разделён на группы для более эффективной работы на уроке: группа «работников Федеральной службы государственной статистики России»; группа «работников службы занятости», группа работников «Федеральной службы по труду», группа экономистов -аналитиков.
I.Занятые и безработные. (Презентация учителя. Учащиеся на месте заполняют опорные конспекты).
Учитель: Не всё население является трудоспособным. Различают трудоспособное и нетрудоспособное население.
Нетрудоспособное: люди, моложе 16 лет, лица, достигшие пенсионного возраста. Часть трудоспособны не работают и не склонны трудиться (домохозяйки). Поэтому, из трудоспособного населения можно выделить экономически активную часть населения (рабочую силу). Рабочая сила – это люди, которые могут работать и намерены работать. Но не все эти люди работают. Различают занятых и безработных.
Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Работа учащихся с Трудовым кодексом Р.Ф. Кто по Российским законам считается занятым?
- работающие по найму в условиях полного и неполного рабочего времени;
- временно нетрудоспособные, в отпусках;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, предприниматели;
- проходящие службу в вооружённых силах, органах внутренних дел;
- обучающиеся в общеобразовательных школах, ВУЗах, высших, средних специальных учебных заведениях и т.д.
Учитель: Кто такие безработные?
Безработные – это относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
(запись в опорный конспект).
Учитель: Работаем с документом. Кого российское законодательство признаёт безработными?
- не имеют работы и заработка;
зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
- готовы приступить к работе.
Добровольно незанятые, не включённые в состав рабочей силы: (имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу):
- пенсионеры,
- домохозяйки;
- безработные, которые отчаялись найти работу и не ищут её.
Институциональное население, которое не включается в состав рабочей силы – отбывающие срок заключения или в спецлечебницах больные.
II. Норма безработицы.
Учитель: Масштабы безработицы определяются:
1. Показателем абсолютного числа безработных;
2. Нормой безработицы.
Норма безработицы – это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах.(запись в опорный конспект).
U
ru= ----------- x 100%
L
U – число безработных
L – численность рабочей силы;
Ru- норма безработицы.
Показатель нормы безработицы не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда, т.е. реальное состояние спроса и предложения рабочей силы или реальные возможности трудоустройства. При оценке состояния рынка труда нужно использовать показатель, выражающий число безработных на одно свободное рабочее место.
III. Причины и формы безработицы. Фрикционная безработица.
Чем же объясняется постоянное наличие безработицы в рыночном хозяйстве? В зависимости от причин, её порождающих, различают и формы безработицы.
Фрикционная безработица – когда люди переходят с одной работы на другую, молодёжь ищет работу после окончания учёбы, женщины после декрета, при переезде на новое место жительства.
Структурная безработица - носит продолжительный характер и связана с несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест.
Разновидность структурной безработицы – технологическая. Это связано с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники.
Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы.
Полной занятостью является такой уровень занятости, когда в экономике имеется только фрикционная и структурная безработица.
Циклическая безработица - это безработица, связанная с циклическим характером развития рыночной экономики. Вынужденную безработицу порождает сам механизм рынка. Конкуренция часто приводит к банкротствам единоличных предприятий, средние и крупные фирмы не гарантированы от банкротства. Оно связано и с технологической отсталостью, слабым уровнем организации, с просчётами при совершении кредитных сделок, переоценкой уровня спроса на новую продукцию.
Скрытая безработица – люди работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Первичное закрепление. Работа по группам в Интернете.
Задания группам:
Группа «работников Федеральной службы государственной статистики» выйдет на сервер по адресу www.gks.ru. В разделе Население вызовет карту Группировка субъектов РФ по численности населения. В каких субъектах России самый большой рынок труда?
Группа «работников службы занятости» в разделе Труд откроет интерактивную таблицу «Потребность предприятий в работниках», заявленная в службы занятости. Выберите территорию Белгородской области, узнайте данные за последний имеющийся период и определите объёмы спроса на труд в вашей области.
Группа «работников Федеральной службы по труду и занятости» www.rostrud.ru найдите ссылку на Территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения в вашей области. Какое количество вакансий в Белгороде за прошлый месяц? В каком районе нашей области больше всего вакансий?
Группа аналитиков работает с диском к учебнику А.Киреева «Экономика» – Лист «Экономически активное население». Если численность населения в России в 2004г. Составляла 144,2 млн. чел. , какая его часть была экономически активной? Каков размер рынка труда в России? Какую долю составляли занятые и безработные?
Лист «Численность занятых». Какова численность занятых в экономике России? Назовите три отрасли с самым большим рынком труда , на которые приходится самое большое число занятых. В каких отраслях самый узкий рынок труда?
Лист «Занятые по профессиям». Каков самый распространённый в России род занятий среди мужчин? Среди женщин? Каков наименее распространённый род занятий?
Часть учащихся тем временем решает задачи по теме и тесты.
Проверка работы по группам. Учащиеся представляют свои задания в виде графиков и диаграмм, выводят через головной компьютер на экран проектора и комментируют ситуацию на рынке рабочей силы в России, в Белгороде, в частности. Один учащийся представляет обобщающую презентацию по ходу урока, где отвечает на вопрос «Могу ли я стать безработным?»
В ходе работы «работники Федеральной службы занятости» предоставляют данные за последние три года из Интернет экономистам-аналитикам, которые решают задачу на тему «Анализ ситуации на рынке труда в России», высчитывают процент экономически активного населения, уровень безработных, занятых. Делают выводы.
В качестве рефлексии представляется психологический тест на тему «Какие качества помогут тебе избежать безработицы».
Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу и делают вывод.
Вывод: полная занятость не предполагает, что 100% рабочей силы занято в производстве. Она имеет место, когда в стране безработица находится на естественном уровне .В условиях рыночной экономики безработица – постоянное явление, существующее как в постсоциалистических странах, так и в западных странах.
Учащиеся выставляют оценки за урок и свою работу в «Листах самооценки».
Выставление оценок учителем.
Домашнее задание п.13.3.


Источник: http://svvalkova.narod.ru
Категория: Экономика | Добавил: Свеник (08.06.2011) | Автор: Валькова Светлана Леонидовна
Просмотров: 7949 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]