Главная » Экономика |
Урок "Занятые и безработные"
Тема: Занятые и безработные. П.13.3. Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первоначальному закреплению понятий «занятые», «безработные», «рабочая сила»,уяснению учащимися отличий между различными формами безработицы, обоснованию того, почему показатель абсолютного числа безработных недостаточен для характеристики масштабов безработицы; 2. создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умения анализировать познавательные объекты, уметь выделять главное в определениях, понятиях, умение ставить цель, планировать свою деятельность; 3. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала. Учащийся должен уметь: 1. Анализировать структуру населения страны с точки зрения его экономической активности и участия в производстве; 2. Видеть различия между трудоспособным и экономически активным населением; 3. Различать экономически активную и занятую часть населения; 4. Видеть различие между понятиями «безработные» и «неработающие»; 5. Объяснять, что представляет собой норма безработицы; 6. Обосновать, почему показатель абсолютного числа безработных недостаточен для характеристики масштабов безработицы. Ход урока: 1. Актуализация знаний. 1.Что представляет собой экономический цикл? 2. Какие фазы проходит экономика в своём развитии? 3. Почему экономика развивается циклически? Вывод: Итак, мы установили, что развитие рыночной экономики происходит неравномерно: периоды оживления деловой активности чередуются со спадами. Как вы думаете, может ли это отразиться на изменении численности занятого в стране населения? Может ли быть достигнута 100%-ная занятость? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим структуру населения страны. Изучение нового материала: Класс разделён на группы для более эффективной работы на уроке: группа «работников Федеральной службы государственной статистики России»; группа «работников службы занятости», группа работников «Федеральной службы по труду», группа экономистов -аналитиков. I.Занятые и безработные. (Презентация учителя. Учащиеся на месте заполняют опорные конспекты). Учитель: Не всё население является трудоспособным. Различают трудоспособное и нетрудоспособное население. Нетрудоспособное: люди, моложе 16 лет, лица, достигшие пенсионного возраста. Часть трудоспособны не работают и не склонны трудиться (домохозяйки). Поэтому, из трудоспособного населения можно выделить экономически активную часть населения (рабочую силу). Рабочая сила – это люди, которые могут работать и намерены работать. Но не все эти люди работают. Различают занятых и безработных. Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. Работа учащихся с Трудовым кодексом Р.Ф. Кто по Российским законам считается занятым? - работающие по найму в условиях полного и неполного рабочего времени; - временно нетрудоспособные, в отпусках; - самостоятельно обеспечивающие себя работой, предприниматели; - проходящие службу в вооружённых силах, органах внутренних дел; - обучающиеся в общеобразовательных школах, ВУЗах, высших, средних специальных учебных заведениях и т.д. Учитель: Кто такие безработные? Безработные – это относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине. (запись в опорный конспект). Учитель: Работаем с документом. Кого российское законодательство признаёт безработными? - не имеют работы и заработка; зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы; - готовы приступить к работе. Добровольно незанятые, не включённые в состав рабочей силы: (имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу): - пенсионеры, - домохозяйки; - безработные, которые отчаялись найти работу и не ищут её. Институциональное население, которое не включается в состав рабочей силы – отбывающие срок заключения или в спецлечебницах больные. II. Норма безработицы. Учитель: Масштабы безработицы определяются: 1. Показателем абсолютного числа безработных; 2. Нормой безработицы. Норма безработицы – это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах.(запись в опорный конспект). U ru= ----------- x 100% L U – число безработных L – численность рабочей силы; Ru- норма безработицы. Показатель нормы безработицы не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда, т.е. реальное состояние спроса и предложения рабочей силы или реальные возможности трудоустройства. При оценке состояния рынка труда нужно использовать показатель, выражающий число безработных на одно свободное рабочее место. III. Причины и формы безработицы. Фрикционная безработица. Чем же объясняется постоянное наличие безработицы в рыночном хозяйстве? В зависимости от причин, её порождающих, различают и формы безработицы. Фрикционная безработица – когда люди переходят с одной работы на другую, молодёжь ищет работу после окончания учёбы, женщины после декрета, при переезде на новое место жительства. Структурная безработица - носит продолжительный характер и связана с несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Разновидность структурной безработицы – технологическая. Это связано с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники. Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы. Полной занятостью является такой уровень занятости, когда в экономике имеется только фрикционная и структурная безработица. Циклическая безработица - это безработица, связанная с циклическим характером развития рыночной экономики. Вынужденную безработицу порождает сам механизм рынка. Конкуренция часто приводит к банкротствам единоличных предприятий, средние и крупные фирмы не гарантированы от банкротства. Оно связано и с технологической отсталостью, слабым уровнем организации, с просчётами при совершении кредитных сделок, переоценкой уровня спроса на новую продукцию. Скрытая безработица – люди работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Первичное закрепление. Работа по группам в Интернете. Задания группам: Группа «работников Федеральной службы государственной статистики» выйдет на сервер по адресу www.gks.ru. В разделе Население вызовет карту Группировка субъектов РФ по численности населения. В каких субъектах России самый большой рынок труда? Группа «работников службы занятости» в разделе Труд откроет интерактивную таблицу «Потребность предприятий в работниках», заявленная в службы занятости. Выберите территорию Белгородской области, узнайте данные за последний имеющийся период и определите объёмы спроса на труд в вашей области. Группа «работников Федеральной службы по труду и занятости» www.rostrud.ru найдите ссылку на Территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения в вашей области. Какое количество вакансий в Белгороде за прошлый месяц? В каком районе нашей области больше всего вакансий? Группа аналитиков работает с диском к учебнику А.Киреева «Экономика» – Лист «Экономически активное население». Если численность населения в России в 2004г. Составляла 144,2 млн. чел. , какая его часть была экономически активной? Каков размер рынка труда в России? Какую долю составляли занятые и безработные? Лист «Численность занятых». Какова численность занятых в экономике России? Назовите три отрасли с самым большим рынком труда , на которые приходится самое большое число занятых. В каких отраслях самый узкий рынок труда? Лист «Занятые по профессиям». Каков самый распространённый в России род занятий среди мужчин? Среди женщин? Каков наименее распространённый род занятий? Часть учащихся тем временем решает задачи по теме и тесты. Проверка работы по группам. Учащиеся представляют свои задания в виде графиков и диаграмм, выводят через головной компьютер на экран проектора и комментируют ситуацию на рынке рабочей силы в России, в Белгороде, в частности. Один учащийся представляет обобщающую презентацию по ходу урока, где отвечает на вопрос «Могу ли я стать безработным?» В ходе работы «работники Федеральной службы занятости» предоставляют данные за последние три года из Интернет экономистам-аналитикам, которые решают задачу на тему «Анализ ситуации на рынке труда в России», высчитывают процент экономически активного населения, уровень безработных, занятых. Делают выводы. В качестве рефлексии представляется психологический тест на тему «Какие качества помогут тебе избежать безработицы». Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу и делают вывод. Вывод: полная занятость не предполагает, что 100% рабочей силы занято в производстве. Она имеет место, когда в стране безработица находится на естественном уровне .В условиях рыночной экономики безработица – постоянное явление, существующее как в постсоциалистических странах, так и в западных странах. Учащиеся выставляют оценки за урок и свою работу в «Листах самооценки». Выставление оценок учителем. Домашнее задание п.13.3. Источник: http://svvalkova.narod.ru | |
Просмотров: 9353 | Рейтинг: 3.8/4 |
Всего комментариев: 0 | |