Приветствую Вас, Гость
Главная » Воспитание

Психолого-педагогические проблемы социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Подрастающее поколение неизбежно сталкивается с необходимостью решать две главные задачи: достижение некоторой автономии и независимости от родителей и формирование собственной идентичности, самоопределения, т.е. создание целостного образа своего собственного Я, гармонично сочетающего в себе различные элементы личности. Формирование этой самой идентичности представляет собой главный барьер, который должны преодолеть юноши и девушки, чтобы совершить успешный переход к своей взрослости. Решение этих важных задач приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, совпадающий с последними годами обучения в школе.
Можно говорить о самоопределении человека в различных сферах: в обществе и культуре, на уровне конкретного государства или в рамках какого-то отрасли общественного производства, а также в рамках конкретного учебного учреждения и др. Одной из важных составляющих построения своей идентичности является личностное самоопределение. Оно предполагает рассмотрение человеком себя в качестве полноценной личности, способной реализовать свои намерения и способности. В процессе личностного самоопределения подростком выстраиваются личные жизненные цели и планы. Проектирование жизненных планов предполагает выработку отношения к таким параметрам собственной уникальной жизни, как:
• ценность бытия;
• личное и семейное благополучие;
• здоровье личное и близких;
• стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре;
• приложение волевых усилий к созданию собственным трудом обеспеченной или состоятельной жизни;
• качество жизни (достаток, отдых, досуг);
• праведность, добропорядочность и опрятность жизни;
• законопослушность и социальная бесконфликтность;
• сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи, народа;
• эффективность как работника;
• активная гражданская позиция;
• общественное и культурное предназначение;
• воспитание будущих детей.

Самоопределение – длительный и сложный процесс. Все вышеперечисленные области самоопределения происходят у человека в разные периоды его развития и в собственных временных границах.
Социально-профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере.
Одними из наиважнейших смыслов периода взросления человека являются смыслы получения образования и дальнейшей профессии. Поиск этих смыслов начинается примерно в 14 лет и может продолжаться достаточно долго, в том числе и после завершения школы. Возраст от 14 до 25 лет является периодом осуществления человеком проб в различных видах трудовой и учебной деятельности, это возраст поиска человеком самого себя. Можно предположить, что переход к дифференцированному профильному обучению активизирует у подростка этот поиск.
Основной проблемой самоопределения, в том числе и социально-профессионального, является проблема выбора. В основе деятельности выбора лежит процесс построения альтернатив, т.е. построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и перенос этой картины в будущее. При этом выбор – это всегда отказ от чего-то, от каких-то равнозначных альтернатив. Выбор базируется на выработке человеком ценностных отношений к различным сторонам жизни. В процессе их осуществления подростку предстоит осознать:
• какие ценности, связанные с продолжением образования, являются для него наиболее актуальными и приоритетными;
• насколько он готов отказаться от желаемого выбора ради какой-то другой цели;
• имеется ли у него только один вариант выбора, или он может назвать несколько вариантов продолжения образования после 10-го класса и достижения поставленных целей;
• собирается ли он в ближайшие годы достичь большего, чем его сверстники;
• может ли он хотя бы примерно определить, какая сфера профессиональной деятельности интересует его по окончании школы;
• знает ли он, какие профессии сейчас наиболее востребованы на местном, региональном, общероссийском, мировом рынках труда и какие образовательные усилия нужно приложить, чтобы приобрести эти профессии;
• насколько легко можно будет найти работу по избранной профессии в своем регионе и других регионах России;
• насколько легко будет получить желаемую работу, будучи выпускником избранного им вуза;
• как можно начать делать карьеру прямо в стенах учебного заведения;
• собирается ли он в чем-либо повторить профессиональный путь своих родителей, в чем именно;
• знает ли он те свои недостатки, которые могут помешать в реализации жизненных целей и планов по избранному профилю;
• знает ли он, каковы его действительные стороны и достоинства, которые позволят ему продолжить обучение после 9-го класса, и то, что в нем самом, а также во внешнем мире может помешать ему в реализации будущих намерений;
• знает ли он, кто из окружающих может, наоборот, помочь при реализации намерений и в чем именно может заключаться такая помощь.
Осознанные ответы на эти вопросы будут способствовать выработке действительно хорошо взвешенных и продуманных решений.
Исследование, проведенное Центром социологических исследований РАО, показало, что за последние двенадцать лет произошла кардинальная трансформация в субъективной оценке факторов, влияющих на принятие подростком решений относительно своего будущего – явно повышается роль тех факторов, которые предполагают социальную динамику, связанную с достижением социального успеха (престижа), и снижается роль стабилизирующих (роль семьи). Сегодняшними школьниками гораздо чаще фиксируются как значимые факторы в принятии решения о продолжении образования такие параметры, как «престижность профессии», «престижность учебного заведения», «материальные возможности родителей». И, напротив, снизилась роль таких параметров, как «уровень индивидуальных способностей», «мнение родителей», «традиции семьи». Такой сдвиг можно рассматривать как проявление актуализации установок на социальное достижение. По сравнению с началом 90-х годов у обучающихся также произошли весьма существенные изменения различных компонентов учебной деятельности. В первую очередь это касается падения значимости как знаниевых аспектов («приобретение прочных знаний»), так и целого ряда личностных образцов, которые задают ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса («хороший семьянин», «защитник своей страны» и др.). Произошла переориентация на другие личностно значимые модели: «человек, способный обеспечить свое благосостояние», «человек, добивающийся в жизни своего».
Суть этих изменений состоит в том, что завершающий этап школьного образования становится все более жестко ориентирован на продолжение обучения в связи с получением высшего образования. При этом внутренняя мотивация учебной деятельности старшеклассников («получение новых знаний») явно теряет свою доминирующую роль и параллельно возрастает (актуализируется) прагматическая мотивация. Получение образования рассматривается подростками как «лифт», обеспечивающий возможность социального продвижения, возможность «восходящей мобильности».
Большинство старшеклассников делают свой выбор направления образования с точки зрения приобретения лучших возможностей для получения в будущем интересной, престижной и высокооплачиваемой работы. Вместе с тем такие ценностно-целевые компоненты, как культурность и образованность, творческий потенциал и квалифицированность, критичность и ответственность, несмотря на кардинальные социокультурные трансформации, происходящие в стране, школа продолжает «удерживать», что говорит о гуманистической ориентации существующего в ней учебно-воспитательного процесса.
Из вышесказанного следует, что выбор тех или иных альтернатив в ситуации профессионального самоопределения обусловлен как внешними обстоятельствами, так и внутриличностными факторами. Кроме того, существует достаточно тесная взаимосвязь между факторами, содержанием процесса самоопределения и его результатами. Например, образ профессии как один из факторов самоопределения предполагает его уточнение (коррекцию, развитие) и соотнесение с ним своих планов, ясность которых выступает уже в качестве критерия эффективности самоопределения как состоявшегося процесса.
Категория: Воспитание | Добавил: Lubyankina (08.06.2011)
Просмотров: 1327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]