Главная » Воспитание |
«Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с трудностями в поведении»
Суханова Дарья Сергеевна, воспитатель МБДОУ №51 Миасского «Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с трудностями в поведении» Дети не растут, как бурьян в поле. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания лежит формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью. Наиболее очевидной является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями легко различает каждый педагог. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни: Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка. Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Основные причины возникновения детского негативизма: • перевозбуждение нервной системы; • переутомление; • протест против нечуткого, несправедливого отношения; • капризы избалованного ребенка. Основной способ коррекции - это разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы. Упрямство - поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы. Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением. Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы - это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»). Основные методы и приемы коррекции: • укрепление нервной системы;. • отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза; • спокойное игнорирование проявлений капризности: • воздержание от прямых действий и наказаний: • применение метода естественных последствий когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей капризности (остался голодным, не взяли на прогулку и т. д.); • спокойная требовательность; • отсутствие раздражительности; • тактичное внушение; • подсказывание правильных действий; • доведение требований до конца; • поддержка. Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ребенка. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится право - нарушением? | |
Просмотров: 1499 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |