Приветствую Вас, Гость
Главная » Воспитание

Тема: «Без добрых дел нет доброго имени»
Школа: Якорьская средняя
Учитель: Байжанова Елена Леовна
Категория I
Урок самопознания
4 класс
Тема: «Без добрых дел нет доброго имени»
Цель: расширение представлений учащихся о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни.
Задачи:
1. Углубить знания о доброте как ценности и качестве человека;
3. Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках
3. Воспитывать стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.
Оборудование: слайды, бусинки двух цветов: красные и белые, карточки с пословицами, рисунки с предметами и явления природы, плакат с морем, бумажные кораблики, фонограммы песен «Добры жук», «Если добрый ты», запись спокойной музыки.
Ход урока
I Круг радости
Учитель приветствует учеников: Добрый день! Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
-Поприветствуйте друг друга!
-Поздоровайтесь, касаясь плечами,локоточками, ладошками, коленками, носочками.
- А теперь повернитесь друг к другу и скажите добрые слова, используя выражение: «Мне в тебе нравится…»
- Родился человек. Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя. Пройдут годы, и тогда о нём скажут: « Замечательный был человек» Или произнесут: «Никчемный был человек». Каким он станет – в определяющей степени зависит от самого человека. Будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или станет на путь злого и подлого человека.
- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Сергея Острового:
«В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям»
-Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.
-Как вы думаете, о какой человеческой ценности мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся)
Тема урока: «Без добрых дел нет доброго имени»
Цитатой урока будут слова: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» (М. Пришвин)
-Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?
- Злой человек может стать добрым?
II.Помечтаем
– Мы сегодня будем говорить о добре, о добрых поступках и делах.
– Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А помогут нам волшебные бусинки, Я пойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам понравиться. А теперь, когда вы выбрали бусинку, разделитесь на две группы по цвету бусинки.
- Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего вы делали в своей жизни. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем всех. Спасибо. (Звучит музыка)
Учитель читает стихотворение
Стать добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
Путешествовать мы с вами по станциям(на слайде появляются станции по мере их прохождения)
III. Азбука добрых слов.
- Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца. В этом мире огромном, в котором живем я и ты, не хватает тепла, не хватает людской доброты.
«Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить».
- Составим азбуку «Добрых слов». Вспомним хорошие добрые слова на букву «Д»
(появляется слайд со словом «Доброта».)
Дети составляют кластер к слову «Доброта» Затем зачитывают в группах.
Дети: добрый, дорогой, дружный, добросердечный, душевный,
доброжелательный, добродетельный, добродушный, достойный,
добропорядочный, добронравный.
- Вы, наверное, заметили, что во многих словах есть одинаковый корень. Какой? Правильно. Это корень – добро.
-Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала:- Люди Земли, Мыслите и творите Добро!
IV. Почитаем
- Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами! В знак благодарности хочу прочитать вам притчу, садитесь поудобнее и слушайте. Учитель читает притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» (звучит спокойная музыка)
« В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди- подходят к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек?- спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из- под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек?- спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
V. Побеседуем
- Какими людьми были дед и внучек? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?
- Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Каким еще человеком его можно назвать?
- Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему?
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Как вы понимаете смысл следующего изречения:
«Из всех даров мира останется только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого» М. Саади
(Высказывания детей)
- Добрые поступки делают нас и других людей счастливыми, приносят радость и удовольствие всем.
VI .Мудрые мысли.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому мы отправляемся на следующую станцию «Мудрые мысли»
Каждой команде выдаются карточки с рассыпанными пословицами:
1 команда
1.Добрые дела красят человека.
2.Жизнь дана на добрые дела
3.Злой не верит, что есть добрые люди.
4.За добро добром платят.
5. Без добрых дел нет доброго имени
2 команда
1.Добрая слава лежит, а худая бежит
2.Добрые вести прибавят чести
3.Доброе слово лечит, злое калечит
4.Делай другим добро – будешь сам без беды
5.Живи добрее, будешь всем милее
-Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц)
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте
1) Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.
Виктор Мари Гюго
2) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Толстой Л. Н.
3) Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
5) Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Эмерсон У.
6) Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.
Александр Поуп
VII. Музыкальная пауза.
-А сейчас я вас приглашаю в сказку «Золушка». Почему именно в эту сказку вы должны сказать мне сами. ( Учащиеся должны связать качества главной героини с темой урока)
- Приглашает вас отдохнуть и подвигаться.
Встаньте дети, станьте в круг /Добрый жук/
из к/ф «Золушка»
1Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.(на первый куплет дети встают в круг)
2Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка —
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг,
Старый верный друг! (встав в круг, учащиеся выполняют движения за учителем)
VIII. Поиграем. Игра «Доброе дело»
Учитель раздаёт карточки с рисунками предметов или явлений окружающего мира.
1 группа: солнце, ветер, деревья,
2 группа: дом, одежда, вода. Каждый из группы должен рассказать другой группе о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
IX. Творческая мастерская
- Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Как вы думаете, какое название будет у нашего моря? (Доброта. )
- У вас на партах бумажные кораблики. Их сделали для вас наши гости – учителя, которые вложили в них желание видеть вас добрыми и отзывчивыми людьми.
- На доске написаны разные слова. Выберите из этих слов такие, как бы вы хотели назвать свой корабль, отправив его в море доброты.
Слова на доске: вежливость, помощь, трудолюбие, щедрость, скупость, драчун, улыбка, добрые мысли, ласковые слова, защита, счастье, злюка, душа, сочувствие, огорчение, благородный, себялюбие.
- Я очень рада за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по- настоящему добрым - трудно. К сожалению, сегодня на уроке мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнет с себя.
X Круг «От сердца к сердцу» Дети становятся в круг, берутся за руки
- Давайте встанем, возьмемся за руки. Я буду читать стихотворение, повторяйте за мной последние 2 строки.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живем на земле.
- Я сегодня всех благодарю, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова- корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые имена – сады.
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Ведь не зря говорят: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»
XI. Домашнее задание по выбору:
1) Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о добрых людях, рассказать.
2) Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте.
3) Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор.
XII. Обобщение
-Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
-А закончить наш уро доброты я предлагаю песенкой кота Леопольда
«Если добрый ты», споем ее вместе.
Категория: Воспитание | Добавил: Елена25 (12.02.2014)
Просмотров: 1991 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]