Приветствую Вас, Гость
Главная » Воспитание

Проект "Воспитательная система образования:от цели к результату"
1.Введение.
Воспитание - мы представляем, как творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и родителей по созданию оптимальных условий, процесса организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие индивидуальности личности и ее самореализации.
Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс требует выполнения трех взаимосвязанных задач:
1. Повышение воспитательного потенциала обучения;
2. Усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;
3. Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме.
Педагогические цели:
- ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;
- совместная деятельность учителей и учащихся;
- возможность выбора дел, групп, ролей;
- подчеркивание вклада каждого,
- признания ценности мнений и позиций всех ребят
При этом четко моделируется позиция педагога, которая обязательно должна учитывать:
1. Искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков.
2. Установка на себя меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы.
3. Стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников.
Характерными признаками воспитательной системы является дух свободы и ответственности, творчества, уважения каждого ребенка, ритма его развития, обращенность к существу человека,
В школе делается попытка выработать совместные формы жизнедеятельности педагогов, учащихся и родителей. Разнообразнее реализовать себя каждому - есть главная цель при организации различных форм школьной жизни. Отсюда наиболее общим, охватывающим все сферы школьной жизни, является пространство права. По своей сути право и есть то необходимое условие, при котором человек только и может осуществлять себя как свободную суверенную личность.
В школе как в социальном институте проявляются основные функции социальной организации детей:
- закрепление общественных отношений в данной социальной среде;
- регулирование отношений между разновозрастными и одновозрастными группами учащихся;
- обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения;
- обеспечение устойчивости формирующихся между детьми социальных отношений
Эти функции обуславливают в первую очередь развитие в школе, как едином социокультурном пространстве развития личности, её самоопределения и самореализации.
Социальные функции:
- мировоззренческая функция будет способствовать формированию человека с осознанным пониманием цели и смысла своей жизни, уровнем духовно-нравственного развития;
- познавательная функция обеспечит усвоение норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести, достоинстве;
- компенсирующая функция отразит направленность воспитания на нейтрализацию тех факторов, условий, воздействий, которые отрицательно влияют на процесс формирования личности;
- корректирующая функция обеспечит упреждающую, психолого-профилактическую ориентацию воспитания;
- практическая функция будет способствовать активному приложению сил, способностей личности к решению практических задач в духовной, социальной, экономической сферах жизни общества;
- функция социального контроля будет направлена на создание механизмов внутреннего самоконтроля, саморегуляции и самореализации личности.
Воспитательная система регламентирует жизнедеятельность школьного организма на основе преемственности обучения и воспитания, основного и дополнительного образования, школьного и семейного воспитания. Выбор данной темы обоснован тем,что важным направлением своей деятельности считаю целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения.
II.Основная часть.
2.1.Теоретическое обоснование.
Понятие «воспитание».
Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности.
Воспитание - часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.
Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные понятия воспитания:
— в совершенствовании человека видим не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;
— развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;
— самого индивида мыслим не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.
Цель и принципы воспитания.
Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности.
Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
В настоящее время усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.
Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и педагогов — дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.
Вторая задача — формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
Третья задача — приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая — развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
И пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:
а) личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
признание их социальных прав и свобод;
ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,
ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
в) средовой подход в воспитательной деятельности,
использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
г) дифференцированный подход к воспитанию детей, т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы,
в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,
в связи с особенностями номинальных и реальных групп,
согласно ведущим функциям институтов воспитания,
с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:
определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;
изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;
е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитательного процесса.
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. В процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей выделяем восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показываем их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:
«Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.
Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.
Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека — это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.
Семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети — главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.
Труд — основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога — одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.
Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели — развитию личности ученика. В широком смысле знания — это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Это глубина, прочность, разнообразие знаний. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.
Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера — высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, — она является главным гарантом духовного бытия общества.
Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека — жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.
Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок — естественный философ, которого волнуют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.
Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания — преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное — создание в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии.(см.приложение №1.Презентация «Воспитательная система»)
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;
формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека» и др.
разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.
четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по схеме.
Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».
Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:
наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;
формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);
педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;
реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.
Для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой — выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего, играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:
а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;
б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;
в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;
г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;
д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.
Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:
1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;
2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы включает четыре основных направления:
моделирование строящейся воспитательной системы,
организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности,
корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.(см.приложение №2 «Воспитательная система класса»)
2.2.Практическая часть.
(см.приложение №3 «Организация воспитательной работы в школах Московской области»,Концепция воспитательной системы МОУ Гимназия №4)

В 2011 году перед системой дополнительного образования стояла важная задача-перенести главный акцент на работу в образовательные учреждения как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы,семьи и общественных организаций для решения вопросов социальной адаптации и эффективной самореализации детей и подростков.
На базе нашей гимназии был проведен семинар заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей по теме «Дополнительное образование в системе воспитания и образования обучающихся».
(см.приложение №4 Доклад к семинару.
см.приложение №5 Презентация к семинару)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»
В.А.Сухомлинский
Эти всеобъемлющие слова В.Сухомлинского как нельзя лучше характеризуют работу дополнительного образования в Гимназии. Дополнительное образование, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать следующие задачи: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. В наше сложное время, когда родители целый день на работе, появилась острая необходимость занятости детей во внеурочное время. Положительная сторона дополнительного образования - это посещение бесплатных «кружков»,не покидая стен гимназии.
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании ребенка.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Цель дополнительного образования:
-обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями;
-развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
- создание условий для творческой реализации;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- профилактика асоциального поведения;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
-формирование и закрепление традиций школы;
-содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамическом обществе;
-приобщение к здоровому образу жизни;
-углубление знаний учащихся в области общекультурных и литературных проблем;
- изучение и освоение технологий некоторых народных промыслов.
Программа дополнительного образования – это комплекс учебно-воспитательной работы. Данный комплекс построен на интеграции основного и дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики ОУ;
- повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении школой, в деятельности различных школьных творческих и общественных объединений;
- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
- учащиеся имеют возможность самореализовать творческие возможности и потребности.
Учебный план дополнительного образования гимназии состоит из следующих образовательных блоков:
1. Предметы, развивающие личность учащегося.
2. Предметы, обучающие учеников творческому, созидательному труду.
3. Стандартно-образовательные предметы.
Дополнительное образование в школе во второй половине дня дает возможность занять свободное время учащихся. Учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Период детства характеризуется проявлением таланта, поэтому поддержка и развитие творчества является одной из приоритетных форм дополнительного образования.
Гимназия стремится выполнить основную задачу дополнительного образования – создать условия для самоопределения и развития школьника.
Система дополнительного образования состоит из направлений:
1. Художественное .
2. Спортивно-оздоровительное.
3. Туристско - краеведческое.
4. Эколого – биологическое
5. Естественно - научное.
6. Культурологическое
.7 Социально-экономическое
Многообразие, целостность системы дополнительного образования, стремление к органическому сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет принимать участие в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, в исследовательской деятельности, в предметных неделях.
Составной частью дополнительного образования является экскурсионно-развивающая деятельность. (Посещение музеев /НОУ «Музееведение»/, поход к реке / кружок по биологии/ т.д.)
Особое место в системе дополнительного образования занимает музейная педагогика. Руководитель музея Алексеева А.С. своей главной целью считает ,чтобы учащиеся гимназии как можно лучше знали культуру и историю родной страны, обычаи, нравы и традиции русского народа, историю города, историю гимназии.
Система дополнительного образования, воспитательной работы включает целостный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий воспитание и обучение, всестороннюю деятельность и общение, развитие свободной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей.
«Закон об образовании» определил дополнительное образование как одно из самоценных и социально значимых видов образования детей. В связи с этим система дополнительного образования приобретает все большее значение при обучении и воспитании ребенка.
Дополнительное образование, способствующее раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребенка, его образовательных интересов, а также самореализации и профессиональной ориентации, является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению и уровня материального состояния его семьи.
Однако, несмотря на понимание приоритетности воспитания в процессе образования, декларирование ценностей социальной активности, реальная педагогическая практика требует поиска таких форм работы, которые бы отталкивались от запросов и проблем сегодняшнего дня.
Формы педагогической работы с детьми, основанные на механической передаче знаний и умений от воспитателя воспитаннику, не справляются с этой задачей. Ни одну важную жизненную проблему невозможно решить теоретически. Познать себя подрастающему человеку можно, лишь попробовав собственные силы в разносторонней деятельности. И чем шире у него круг интересов, разнообразнее общение с друзьями и взрослыми — тем больше возможностей понять, что он собой представляет, на что способен, по какой жизненной стезе пойдет
Что на самом деле даёт дополнительное образование? Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что подростку интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у ребёнка не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, он будет стремиться туда, где ему будет хорошо и комфортно, а значит, в гимназию, а за этим последуют и результаты в учёбе.
Огромным плюсом дополнительного образования всегда являлось деятельностное образование, обучение через практику— в общем-то, единственный вариант массового образования, который может быть эффективным в работе с ребенком. При этом становится понятным, что от педагога, работающего с подростком, в первую очередь будет требоваться профессионализм воспитателя, а уже потом— танцора, спортсмена, художника и пр. Именно поэтому в нашей гимназии дополнительному образованию придается большое значение.
Дополнительное образование детей – это полноправная структурная единица воспитательной системы нашей гимназии, выполняющая широчайший спектр воспитательных функций, призванная решать ряд педагогических задач, которые стоят перед учреждением в целом.
Если максимально лаконично выразить основные задачи, поставленные гимназией перед системой дополнительного образования, то они сводятся к одной глобальной цели: научить детей быть достойными гражданами общества и способствовать их успешной социализации. Таким образом, нашим воспитанникам необходимы образовательные услуги, направленные на успешную социализацию. Они нуждаются в освоении навыков, умений, социальных технологий, которые позволят им стать успешными гражданами правового общества. Это означает, что основная работа по выполнению этой задачи смещается во внешкольное пространство, во внеурочную деятельность.
Именно система дополнительного образования обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы предложить детям новый тип образовательных услуг, который поможет им сформировать ключевой набор компетентностей современного гражданина.
При планировании работы дополнительного образования гимназии мы старались ориентироваться на решение следующих задач:
Стремиться к созданию единого «воспитательного пространства» путем интеграции основного общего образования и дополнительного образования.
Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения воспитанников, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования.
Способствовать развитию участия обучающихся в жизни гимназии, содействовать проявлению социальной активности.
Продолжать искать и активно использовать нетрадиционные формы работы с учащимися в рамках дополнительного образования.
Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов дополнительного образования.
На занятиях в системе дополнительного образования внедрять методы, приемы и техники со здоровьесберегающей направленностью .
Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих реализацию дополнительного образования.
Укреплять взаимодействие с заинтересованными органами, общественными и другими организациями.
Преемственность между базовым и дополнительным образованием вносит вклад в обеспечение вариативности образования. Многие дополнительные образовательные программы становятся продолжением базовых образовательных программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки.
Основная задача, которая решается при этом, - обеспечение социализации образования в тех областях знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. Процесс внутренней интеграции дополнительного и базового образования реализуется через осуществление межпредметных связей, создания интегрированных образовательных программ, включения в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, практическое применение полученных знаний.
Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка социальной активности детей.
Мы стараемся использовать разнообразные формы организации дополнительного образования.
Занятия в кружках позволяют получить нашим воспитанникам опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют, возможно, впервые в жизни, создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение. Особенность нашей кружковой работы заключается в том, что мы придаем большое значение социальной значимости результата. Например, на занятиях ИЗО и декоративно-прикладного творчества ребятами были созданы костюмы для театрального кружка и декорации к спектаклю.. Наиболее удачные работы детей выставлены в школьном музее. Есть традиция – дарить подарки, сделанные своими руками, ветеранам.
В нашей гимназии уделяется огромное внимание спортивно-оздоровительной работе. Для этого созданы хорошие материально-технические условия. Особенно актуален данный вид дополнительного образования в профилактической работе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, реже болеют, а также становятся не только крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что положительно сказывается на их успеваемости.
В гимназии активно работает «Школа выживания»(рук.Веселкина Е.В.),ребята учатся ставить палатки, разжигать костер, и т.д. Этот вид деятельности сплачивает детей, вырабатывает чувство ответственности за общее дело, учит товарищеской взаимопомощи, прививает дух коллективизма, так необходимый ребятам. Наши ученики стабильно занимают призовые места в соревнованиях.
Волейбол – один из любимых видов спорта среди учащихся и педагогов нашей гимназии. Проводятся товарищеские встречи волейбольных команд учащихся и педагогов. Эти совместные мероприятия не только повышают авторитет педагога, но и воспитывают в наших детях умение взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга, формируют чувство товарищества.
Спортивное направление(рук.Шинкаренко И.В.,Воложанинов Ю.А.) - это одно из самых любимых учащимися направлений. В нем заняты в общей сложности более половины учащихся. Педагоги этого направления главной задачей своих программ ставят укрепление здоровья учащихся, развитие их спортивных наклонностей, формирование здорового образа жизни. В рамках их программ в этом году проводились соревнования, День Здоровья.
В гимназии функционирует театральный кружок(рук. Рокаш Т.В.) Она старается подбирать такой репертуар, который имеет мощный воспитательный потенциал:  спектакли по пьесе Л. Филатова «Сказ про Федота -стрельца удалого молодца»,«Проводы широкой Масленицы» и др.
В этом году, с приходом в гимназию музыкального педагога, функционирует детский хор «Звонкие голоса»(рук.Куприна Л.Б.). Участники хора выступают перед родителями и учащимися гимназии.
Творческая деятельность школьников нашла отражение в различных школьных мероприятиях, выставках. Ни один праздник не проходил без выступления учащихся, занимающихся в школьных кружках.(«Вечер встречи выпускников», Новогодние праздники, 8 марта, День учителя и др.)
Проведя анализ работы за прошедший учебный год, педагогический коллектив сделал вывод, что занятость детей во второй половине дня – основа всей учебно-воспитательной и профилактической работы в школе.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. Перспективными направлениями для дальнейшего развития системы дополнительного образования нашей гимназии являются:
разработка и внедрение в практику новых форматов предоставления образовательных услуг;
привлечение внешних ресурсов, налаживание социального партнерства;
вовлечение родителей в работу системы дополнительного образования;
выход на социально-проектную деятельность;
создание системы мониторинга дополнительного образования;
развитие профилактического потенциала реализуемых программ дополнительного образования.
В 2011-2012 году были разработаны программы кружковой работы дополнительного образования, полностью соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Содержание образовательных программ было направлено на решение задач, поставленных перед педагогами дополнительного образования в 2011-2012 учебном году. Все программы дополнительного образования были согласованы с директором школы и утверждены.
Своеобразие дополнительного образования проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
в возможности менять виды деятельности;
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в гимназии . К ним относятся:
1) Образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) Воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) Креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) Интеграционная — создание единого образовательного пространства;
5) Функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) Функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей является неотъемлемой частью образовательной системы гимназии.
ВЫВОДЫ:
1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.
2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы ОУ.
3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в гимназии выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
4.Педагоги дополнительного образования проводят мастерклассы, открытые уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать творчески, в коллективе .Ежегодно в гимназии проходит детская научно-практическая конференция,на которой показывают свою работу в кружках и НОУ учащиеся гимназии.
На семинаре были представлены работы учителей гимназии.
(см.приложение №6 НОУ «Первые шаги», «Можайск-моя малая родина»,
приложение №7 «Человек и профессия» выступление психолога,
приложение №8 занятие в 1кл.«Волшебная шкатулка»)
Задачи дополнительного образования в гимназии на 2012-2013 уч.год
1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным направлениям.
2. Охватить новые направления, по которым не работали
ранее («Компьютерная графика», «Школьная телестудия»)
3.Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе.
4.Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений дополнительного образования.
6.Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.
Также необходимо развивать творчески одаренных детей, подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах, заботиться о физическом здоровье учащихся.
III. Заключение.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. «Критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.
I группа — критерии факта
1. Упорядоченность жизнедеятельности школы:
соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;
разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;
скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;
согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.
Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству.
В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы».
Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.
3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы).
Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.
II группа — критерии качества
1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.
2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.
3. Уровень воспитанности выпускников школы.
Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.
IV. Список литературы.
Системное построение процесса воспитания. (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 5 – 18).
Документ: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)
«Воспитание? Воспитание ... Воспитание!» В. А. Караковский, Л. И. Новикова,
Н. Л.Селиванова.-М.1996.
«Воспитательная работа в школе»Т.М.Кумицкая,О.Е.Жиренко-М.2006- С.88-95
Классное руководство. Н.Е.Щуркова.-М.1999
«Современная гимназия:взгляд теоретика и практика»/Под ред.Е.С.Полат.- М.2000
V. Приложение.
№ 1. «Воспитательная система»- презентация(Диск)
№2. «Воспитательная система класса»-презентация(Диск)
№3. «Организация ВР в школах Московской области»(В папке)
№4. №5. «Дополнительное образование в системе воспитания»- презентация,
доклад(Диск)
№6 НОУ «Первые шаги», «Можайск-моя малая родина»,
№7 «Человек и профессия» выступление психолога
№8 занятие в 1кл.«Волшебная шкатулка»)
№6. « Методы изучение классного коллектива»(Диск)
№7. В помощь кл. руководителю. Классные часы,беседы.(Диск)


Содержание:


1.Введение.
Воспитательная система -стр.1

II.Основная часть. -стр.2
2.1.Теоретическое обоснование.
Понятие «воспитание. -стр.3
Содержание воспитательного процесса -стр.4 -7
2.2.Практическая часть. -стр.8 -14
«Дополнительное образование в системе
воспитания и образования обучающихся».

III. Заключение. -стр.14
IV. Список литературы. -стр.15

V. Приложение. -стр.15
№ 1. «Воспитательная система»- презентация(Диск)
№2. «Воспитательная система класса»-презентация(Диск)
№3. «Организация ВР в школах Московской области»
№4. Концепция воспитательной системы МОУ Гимназия №4)(В папке)
№5. «Дополнительное образование в системе воспитания»- презентация,
доклад(Диск)
№6 НОУ «Первые шаги», «Можайск-моя малая родина»,
№7 «Человек и профессия» выступление психолога
№8 занятие в 1кл.«Волшебная шкатулка»)
№6. « Методы изучение классного коллектива»(Диск)
№7. В помощь кл. руководителю. Классные часы,беседы.(Диск)
Категория: Воспитание | Добавил: учитель (27.10.2012)
Просмотров: 4112 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]