Приветствую Вас, Гость
Главная » Новости образования

Формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования современны тенологий.
В современный век бурно развивающейся науки и техники, крайне важно научить учащихся взаимодействовать с различными современными источниками информации, анализировать, отбирать и эффективно использовать их достижения. Необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий обусловлена и бурными процессами информатизации современного общества.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, преподавателя со студентами. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом к учению как процессу умственного развития, от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно, актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении.
Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения.
Поэтому внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Информационные технологии – это и
- реализация межпредметных связей;
- проведение предметных тестирований;
- выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- использование электронных таблиц для решения задач;
- проведение научных конференций, презентаций;
- использование мультимедиа технологий при изучении учебного материала;
- проведение виртуальных практикумов.
Для проведения таких практикумов я разрабатываю задания и загружаю в персональные компьютеры. Задания располагаю по мере возрастания их сложности. Вначале предлагаю простые задачи ознакомительного характера, затем задания творческого характера.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении предмета. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учащихся.
По методическому назначению цифровые образовательные ресурсы, собираемые в коллекции, можно классифицировать на обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые и информационно-справочные, демонстрационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые, игровые, коммуникационные и интегрированные (ЦОР, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы образования).
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания предмета, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается.
На уроках разного типа объекты представленные в ЦОР можно использовать следующим образом:
Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации.
Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) преподавателя.
в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с источником;
при ответе учащегося (без текста диктора).
Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа источника.
Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала;
для самостоятельного изучения учащимися новых понятий;
для анализа их содержания учащимися.
Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала;
при изучении и повторении учащимися нового материала;
для анализа учащимися;
при ответе учащихся в качестве опорного конспекта.
для подготовки учащимся домашнего задания;
для быстрого повторения;
систематизации знаний учащимися.
Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока.
Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний.
В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга.
При подготовке специалиста можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Технико-технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи:
- способности понимать суть обработки информации;
- находить информацию в различных источниках;
- пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации;
- интерпретировать информацию;
- конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
- широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений;
- производить анализ информационных моделей.
Однако в методическом плане основной целью подготовки преподавателя является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе.
На уроках обобщения и систематизации знаний я предлагаю учащимся самостоятельно провести новое исследование, используя компьютерную модель или виртуальную лабораторию, и получить необходимые результаты. Компьютерные модели и виртуальные лаборатории позволяют провести такое исследование за считанные минуты.
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают интерес учащихся к предмету и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.
Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Всё это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.


Источник: http://svvalkova.narod.ru
Категория: Новости образования | Добавил: Свеник (08.06.2011) | Автор: Валькова Светлана Леонидовна
Просмотров: 2450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]