Главная » Новости образования |
Формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования современны тенологий.
В современный век бурно развивающейся науки и техники, крайне важно научить учащихся взаимодействовать с различными современными источниками информации, анализировать, отбирать и эффективно использовать их достижения. Необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий обусловлена и бурными процессами информатизации современного общества. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, преподавателя со студентами. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом к учению как процессу умственного развития, от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно, актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении. Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Поэтому внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Информационные технологии – это и - реализация межпредметных связей; - проведение предметных тестирований; - выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий; - поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет; - использование электронных таблиц для решения задач; - проведение научных конференций, презентаций; - использование мультимедиа технологий при изучении учебного материала; - проведение виртуальных практикумов. Для проведения таких практикумов я разрабатываю задания и загружаю в персональные компьютеры. Задания располагаю по мере возрастания их сложности. Вначале предлагаю простые задачи ознакомительного характера, затем задания творческого характера. Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении предмета. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учащихся. По методическому назначению цифровые образовательные ресурсы, собираемые в коллекции, можно классифицировать на обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые и информационно-справочные, демонстрационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые, игровые, коммуникационные и интегрированные (ЦОР, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы образования). Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания предмета, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается. На уроках разного типа объекты представленные в ЦОР можно использовать следующим образом: Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации. Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) преподавателя. в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с источником; при ответе учащегося (без текста диктора). Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа источника. Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала; для самостоятельного изучения учащимися новых понятий; для анализа их содержания учащимися. Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала; при изучении и повторении учащимися нового материала; для анализа учащимися; при ответе учащихся в качестве опорного конспекта. для подготовки учащимся домашнего задания; для быстрого повторения; систематизации знаний учащимися. Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока. Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний. В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга. При подготовке специалиста можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Технико-технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи: - способности понимать суть обработки информации; - находить информацию в различных источниках; - пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации; - интерпретировать информацию; - конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему; - широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений; - производить анализ информационных моделей. Однако в методическом плане основной целью подготовки преподавателя является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. На уроках обобщения и систематизации знаний я предлагаю учащимся самостоятельно провести новое исследование, используя компьютерную модель или виртуальную лабораторию, и получить необходимые результаты. Компьютерные модели и виртуальные лаборатории позволяют провести такое исследование за считанные минуты. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают интерес учащихся к предмету и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Всё это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Источник: http://svvalkova.narod.ru | |
Просмотров: 3765 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |