Приветствую Вас, Гость
Главная » Новости образования

Психологическая подготовка к ЕГЭ
ЕГЭ как игра

К экзамену никогда нельзя быть готовым на 100 процентов. Правильная подготовка включает не только штудирование учебников и отработку техники заполнения тестовых листов. Как считает профессор факультета психологии МГУ Тахир Базаров, не менее важна психологическая подготовка. Он рассказал КПУ, почему, с его точки зрения, ключевым элементом этой подготовки должна быть игра.

Тахир Юсупович, почему Вы считаете, что необходима психологическая подготовка к ЕГЭ?
Академические исследования подтвердили, что между успешно сдавшими этот экзамен и теми, кто сдал его неуспешно, есть различия (см текст на с ХХХ — От редакции). Логическое мышление, произвольное внимание, организованность и эмоциональная саморегуляция являются теми качествами, которые необходимо развивать, чтобы повысить готовность к ЕГЭ.
То есть для успешной сдачи экзаменов первостепенное значение имеет то, насколько развиты способности абитуриента, а не количество знаний в его голове?
Представление о том, что для сдачи ЕГЭ нужно «накачаться» знаниями, абсолютно ошибочное. Знания, которые необходимо предъявить на ЕГЭ, вполне доступны среднему выпускнику школы. Однако в связи с подготовкой к этим тестам у человека возникают проблемы с памятью, вниманием и т.д. Дефицит в этой сфере реально мешает хорошо сдать экзамены. Следовательно, их нужно развивать. Здесь я Америки не открываю. Человеку с «прокаченными» способностями к обучению, не составит труда мобилизоваться в ответственный момент, причем ему будет все равно, какие в этот момент интеллектуальные операции совершать. Если он научается управлять своим собственным интеллектом – то для него, что ЕГЭ сдавать, что диссертацию защищать - не имеет большого значения.
Никто не будет спорить с тем, что хорошая память и развитое логическое мышление – большое подспорье в учебе, этим с детского сада с детьми занимаются. Как эти способности могут развить уже почти взрослые люди, выпускники?
Посредством развивающих игр. Мы, например, придумали для старших школьников курс психологической подготовки к ЕГЭ, основанный на онлайновых и оффлайновых дистанционных играх. Там есть совсем простые игры, вроде развивающей скорость мышления игры "овощи - фрукты” - в разных частях экрана в разном порядке в быстром темпе появляются изображения, которое вам нужно отметить либо как фрукт либо как овощ - так и более сложные игровые упражнения. Думаю, что мы успеем апробировать онлайн-курс еще до начала сдачи экзаменов в этом году. Мы делали пробные версии, и эксперименты показали, что в игре психологическая сторона усиливается очень значительно.
То есть, вы советуете отвлечься от учебников и идти играть на вашем сайте?
Конечно, нет! Игра должна дополнять предметную подготовку, а не идти взамен ее. Очень важно не только прибегать к развивающим способностям в ходе подготовки, но и изменить свое отношение к самому экзамену. Имеет смысл рассматривать ЕГЭ как игру, тогда готовиться станет значительно легче. Надо просто перестать бояться, и начать готовиться к сдаче экзаменов весело и задорно.
Да, как показывает наш собственный опыт общения с абитуриентами, одна из главных трудностей подготовки к ЕГЭ состоит в том, что школьники живут под гнетом того, что впереди их ждет ужас. Это мешает им реализовать свой потенциал. Известно, например, что страх блокирует способности к математике.
Вот-вот. Задача – снять этот гнет. Никакого ужаса нет, экзамены – это замечательно. Не надо думать о приближающихся экзаменах как о нависшем дамокловом мече. ЕГЭ – это игра с известными правилами. Вот, даже мне удалось самому себя переломить. Изначально я относился к ЕГЭ весьма негативно. А потом стал смотреть на этот экзамен не как на ужас, а как на возможность развития. Я начал рассматривать этот вид экзаменов не как контрольную работу для проверки знаний, а как технологию, развивающую способности человека. Мы стали пробовать, выстроилось целое направление исследований и практической помощи сдающим. Так ЕГЭ стал темой моих научных интересов И так в я очередной раз понял, что со злом нужно бороться с помощью любви.
Ну, думаю, школьники не будут против того, чтобы рассматривать ЕГЭ как увлекательную и полезную игру. А как к такому подходу отнесутся родители?
У меня есть на этот счет сверхидея. Звучит парадоксально и, возможно, немного бредово, но надо бы объединить родителей и детей, сделать их со-творцами сдачи ЕГЭ. К сожалению, все эти выпускные и вступительные испытания в последние годы привели к формированию у родителей потребительского отношения: я готов откупиться, нанять репетиторов, чтобы ребенок сдал, и отстаньте от меня - я сделал все, что было в моих силах. Я считаю, что очень желательно, чтобы родители и дети вместе прошли через все перипетии подготовки к экзамену.
ЕГЭ - это аттестат зрелости. Твоей зрелости как личности. Так я теперь считаю. Но для того, чтобы отметки выпускников в этом аттестате улучшились, переворот должен совершиться не только в моей голове, но и в их собственных, а главное – в головах родителей. Родители должны перестать прессовать своих детей. Надо не прессовать, а играть с ними в эту игру. И тогда все получится.

ВЫНОС: Представление о том, что для сдачи ЕГЭ нужно накачаться знаниями, абсолютно ошибочное
ВЫНОС: Изначально я относился к ЕГЭ весьма негативно. А потом стал смотреть на этот экзамен не как на ужас, а как на возможность развития.
Тахир Юсупович Базаров — один из самых авторитетных современных российских психологов. Известен одновременно и как практик, и как теоретик. Служил в системе Академии МВД на научных и педагогических должностях (до 1990). Затем работал в ряде консультационно-образовательных учреждений и в аппарате Правительства РФ. Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. Основатель Центра кадровых технологий – ХХI век. Популярнейший бизнес-тренер, его тренинги регулярно собирают аншлаги. Автор проекта «Психологическая поддержка ФК «Зенит». Запустил сайт likeo.ru, посвященный психологической подготовке к ЕГЭ.


Источник: http://Журнал "Куда пойти учиться"
Категория: Новости образования | Добавил: nikola (24.04.2012)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]